Уже в 2015 году количество пользователей самых популярных на тот момент социальных сетей Facebook, Twitter и Instagram превышало численность населения Китая.
Это значит, что конструируется и новая гражданственность. Люди имеют возможность ощутить себя частью огромного онлайн-сообщества, существующего не только по правилам конкретной национальной культуры, но и в соответствии с нормами международного сетевого пространства. В ответ на глобальный спрос цифровая среда разрасталась, многие возможности — создания и распространения информации, поиска аудитории и финансовой, ресурсной поддержки — стали доступнее.
В итоге технологии и практики их применения привели к росту нишевых проектов, которые не тягаются с тяжеловесами-монополистами за право быть представленными на рынке, не всегда соответствуют конкретным «форматным» ограничениям, но всё равно находят свою благодарную публику.
Вместе с краудфандингом, практиками соучастия в процессе производства продукта (т.н. партиципации) наконец наступила свобода выбора. Тот, кто раньше был пассивным участником рыночных отношений и жертвой рекламных кампаний, смог почувствовать свою меру ответственности за развитие социальной, культурной сферы. И вот уже зрители участвуют в создании конкретного кино (например, фильма «Железное небо»), читатели вкладываются в развитие определённых СМИ, а слушатели — в издание нового альбома любимого музыканта.
Более того, на месте идеологически противопоставленных фигур «производителя» и «потребителя» появляется новый гибридный персонаж — просьюмер (от англ. «producer» и «consumer»), который может одновременно и создавать, и распространять, и покупать. Блогеры, авторы «Википедии», гражданские журналисты, вообще любые онлайн-пользователи в силу особенностей цифровых технологий производят собственный оригинальный контент и одновременно потребляют необходимое ПО, сервисы.
Так, может, все-таки глобализация с «человеческим лицом» возможна, и мы — её счастливые обитатели? И консьюмеризм превратился в более ответственную практику?
По мнению представителей течения альтерглобалистов, отрицать процесс объединения мира бесполезно — это объективно происходит. Именно поэтому радикальные выступления против глобализации «вообще» или её символов (подобные недавним акциям в Гамбурге) скорее вредят имиджу организаций и инициативных групп, критически осмысляющих общемировые тенденции.
В то же время, по словам альтерглобалистов, существующая модель глобализации действительно строится на повышении результативности экономических процессов в ущерб защите прав человека и социальной справедливости. И даже та самая цифровая среда, что, кажется, построена на максимально демократичной системе взаимоотношений, вовсе не снижает риски, заложенные в модель глобализации. В том числе не решает проблемы консьюмеризма.
Как утверждают создатели Facebook, в их соцсети каждый пользователь отделен от другого уже не шестью рукопожатиями, а примерно 3–4 (в виде профайлов, конечно). С другой стороны, качественное онлайн-присутствие обеспечивается за счёт использования определённых ресурсов.
Хотите производить максимально качественный контент? Покупайте платные приложения. Хотите иметь доступ к лучшим онлайн-библиотекам сериалов и фильмов? Оплачивайте аккаунт. Стремитесь, чтобы ваши устройства работали корректно? Обновляйте приложения, а лучше периодически меняйте сами аппараты. Желаете пройти курс цифровой детоксикации? Платите за это удовольствие, тратя свои жизненные силы на поддержание собственного комфорта без простейшего онлайн-сопровождения ежедневных привычек питания, передвижения, общения.
Потребление становится ещё истеричнее, только теперь его нельзя объяснить прихотью или аддикцией. Это условие жизни в онлайн-среде.
При этом альтерглобалисты уверены, что «другой мир возможен». По крайней мере, такова установка Всемирного социального форума, на котором встречаются активисты, выступающие против неолиберальной модели глобализации и за альтернативное глобальное сообщество.
Мир, за который они ратуют, — это пространство, в котором возможности образования и развития человека будут предоставлены максимальному количеству людей, а инициативы снизу не будут заблокированы из-за происков транснациональных корпораций. Становлению такого миропорядка чрезвычайно способствуют цифровые технологии, превращающие каждого пользователя в потенциально ответственного участника рыночных взаимоотношений. Но, добавляют альтерглобалисты, пока в строящемся с помощью цифры «дивном новом мире» всё же ничего не бывает даром.
Свобода выбора — лишь видимый эффект диджитализации, скрывающий всё ту же логику супермаркета, требование приобретать всё больше и больше, приправленные толикой виртуальной реальности.