19.08.2021 / 10:08

История с хэппи-эндом.

Томас Крюгер вместе с семьёй переехал из Германии в Латвию 13 лет назад. Обычно схема миграции в регионе выглядит наоборот, и Германия – это голубая мечта многих латышей, но всё же не всем оказывается по нраву капиталистическая гонка за успехом и деньгами, и некоторые люди едут из очень успешной и состоятельной Германии в депопуляризированную Латвию и строят здесь свой маленький пермакультурный рай. С компромиссами, конечно, но всё же.

«Я сам из Германии, но никогда не чувствовал себя немцем, - говорит Томас. - Приехал сюда 13 лет назад, ферму купил 9 лет назад. У нас с женой пятеро детей, свой тренинг-центр, к нам часто приезжают волонтёры, гости и люди, снимающие жильё через Airbnb”.

По словам Томаса, он часто сталкивается со стереотипом, мол, из Германии в Латвию едут одни богачи, и делают они это от скуки и в поисках экзотики. Но к его семье эта история отношения не имеет: они переезжали практически без денег и в первое время жили в квартире, где не было даже воды.

Впрочем, бытовые трудности помогли найти способ заработка. Томас задумался о том, что он не единственный человек в стране, который живёт без водопровода, и стал зарабатывать тем, что проводил людям воду. Казалось бы, жизнь стала налаживаться. Если бы не одно «но».

«Спустя несколько лет, сидя на пляже с детьми, я в очередной раз решал рабочие вопросы по телефону, и дети спросили, когда я наконец пойду с ними купаться, - вспоминает Томас. - Так я понял, что снова стал белкой в колесе, и что надо замедлиться. Я пытался заработать больше и больше денег, но трудоголизм не делал меня счастливым. И тогда я перестал гнаться за новыми клиентами. Прошло много лет, но до сих пор каждую неделю я получаю звонки с просьбой помочь провести людям воду, так что голодать не приходится. Мне было очень важно найти баланс, потому что я уезжал из Германии не для того, чтобы продолжать гнаться за клиентами и деньгами. Как раз от этого я и уехал».

Когда девять лет назад семья купила в Латвии ферму, жена отправила Томаса в итальянскую экодеревню набираться опыта. Они не хотели организовывать ферму в классическом понимании, а были нацелены на развитие пермакультуры. Забегая вперёд, скажу, что сейчас эта семья – своеобразные селебрити среди местных пермакультурщиков.

Томас подчёркивает, что для него пермакультура - это не просто способ организации огорода или окружающая его природа.

«Для меня пермакультура – это образ жизни. Даже маленький балкон может быть пермакультурным проектом, - говорит мужчина. - Много людей приезжает к нам на ферму, потому что мы хотим делиться своим образом жизни».

Его дочь Линда – самая юная в Латвии владелица так называемого дома хоббитов – дома, построенного из натуральных материалов, которые были взяты не далее чем за 30 километров от, собственно, стройки.

 bb.lv
bb.lv

«Однажды мы ждали автобус на загородной остановке, и был очень сильный дождь. Мы вымокли, и спустя какое-то время решили обратиться к властям с вопросом, можно ли нам сделать там естественную, природную остановку, - Томас делится воспоминаниями, с чего начиналось «хоббит-строительство». Они согласились, и мы провели воркшоп, на котором вместе с другими волонтёрами сделали деревянный каркас. Позже на этот каркас накладывалась глина и другие материалы, и теперь людям не надо мокнуть на остановке. Это тоже пермакультура».

Фермер смотрит на пермакультуру как на концепт справедливого обмена. «Сейчас некоторые люди меняют этот концепт на идею «позаботимся о будущем». Мне лично это изменение не очень нравится, потому что если я занимаюсь справедливым обменом, я уже забочусь о будущем. Мне не надо выделять будущее в отдельную категорию».

Местное пермакультурное сообщество сильно развилось за те годы, что Крюгеры живут в Латвии. 13 лет назад здесь было только три человека, которые интересовались темой, и у сообщества не было никакой инфраструктуры – они организовывали лекции и другие образовательные мероприятия просто в городской библиотеке. Очень многое делалось интуитивно, но в итоге энтузиастам удалось выстроить сеть людей и создать сообщество, в котором все поддерживают друг друга.

 Airbnb.com
Airbnb.com

«Впервые на курс по пермакультурному дизайну я попал в 2015 году в Швеции, - рассказывает Томас. - После этого я решил, что надо организовать что-то похожее в Латвии, но здесь не было тренеров. Абсолютно случайно я нашёл агентство в Швейцарии, которое было готово предоставить двух тренеров. Мы провели два курса, и по его окончанию десять человек были готовы развивать сообщество».

Сейчас Томас – единственный дипломированный тренер по пермакультурному дизайну в странах Балтии. Те семинары, которые он проводит на своей ферме, бесплатны для участников. Так он реализует концепцию справедливого обмена – гости тратят своё время, помогают на участке, вкладываются интеллектуально, а Томас делится с ними своими знаниями.

«Многие курсы предполагают, что ученики сидят перед компьютерами, но меня такой подход не устраивает, - говорит мужчина. - Пока ты не попробуешь всё своими руками, пока не испачкаешься, не сможешь чему-то по-настоящему научиться. Например, когда мы работаем с глиной, и ученики спрашивают, можно ли взять перчатки, я отвечаю, что можно, конечно, но предупреждаю, что через пять минут они захотят снять их, потому что пальцы замёрзнут. И неважно, что на улице +260С. Глина мокрая, и в перчатках пальцы очень быстро замёрзнут.

Чтобы понять, как сделать что-то хорошо, надо попробовать, сделать ошибки и проработать их. Когда у меня появилась идея сделать дом из природных материалов, я не стал сразу строить большой дом, а начал с совсем маленького. И я очень рад, что сделал все ошибки именно там, так что теперь я знаю, что надо делать иначе. Например, я увидел, что древесина продолжает усыхать даже после 15 лет просушки, а это значит, что в глиняных стенах, для которых эта древесина становится каркасом, будут трещины. И для Латвии, где мороз опускается до -200С, это не вариант.

 Airbnb.com
Airbnb.com

Не бывает идеального пермакультурного проекта, который подойдёт всем и везде. Всё зависит от того, где вы находитесь. Начинать надо с обычного наблюдения. Нет правил, что обязательно нужно построить или организовать в первую, вторую или третью очередь. Надо ориентироваться на свои потребности и возможности места. Что нам важно – организовать огород, который будут давать хороший урожай, организовать пространство для отдыха, перестроить дом?

Все ограничения есть лишь в нашем сознании. Для меня не существует идеи «это невозможно», я только задаюсь вопросом «как это сделать?». Изначально моя дочь Линда говорила, что мы никогда не сможем построить природный дом, потому что это очень сложно. В ответ на это я попросил её просто нарисовать план. Через неделю она показала мне план, но дом был слишком большим. Мы пошли на пляж, где я попросил её нарисовать периметр дома на песке. «Да, папа, он большеват», - сказала она. Через два года дом был готов, и она живёт в нём уже три года и очень гордится собой.

Пандемия коронавируса сделала пермакультуру более популярной и востребованной в Латвии. Если раньше нам просто говорили, что у нас интересный образ жизни, то сейчас у нас часто спрашивают, с чего начать, чтобы тоже прийти к нему. Люди увидели, насколько они уязвимы в квартирах, и как много возможностей даёт природа.

Автор:
Листайте дальше, чтобы прочитать следующую новость