Журналист Зелёного портала Антон Суряпин оказался в столице Кыргызстана как раз спустя несколько дней после появления петиции. Ему удалось заснять смог/туман и собственными лёгкими прочувствовать, каково это – дышать в городе, который регулярно становится лидером в ежедневно обновляемом рейтинге самых загрязненных – с точки зрения качества воздуха – городов мира.
Но самое интересное в другом. В этой поездке нам удалось обстоятельно пообщаться с Арсланом Исаковым – человеком, который давно живет в Бишкеке и может рассказать о проблеме со своей, бытовой точки зрения больше, чем любые обезличенные рейтинги.
Смог круглый год
«Смог – это проблема, которая существовала даже в советское время. Особенно он заметен, когда поднимаешься на предгорье в южной части города. Оттуда очень отчётливо видна серая пелена, которая нависла над городом. Смог у нас бывает во все сезоны года. Но особенно явно он чувствуется в зимнее время.
Смог – явление, которое всегда связано с городом и большим количеством людей. Раньше его объясняли тем, что в городе большая концентрация машин и смог образуется из выхлопных газов.
Мы знаем, что с этим большие проблемы в Китае, потому что видели по новостям, как люди ходят по улицам в масках среди тумана. В Китае большое количество фабрик, развитая индустрия – эти выхлопные газы образуют токсичную атмосферу.
Мы думали, что в Кыргызстане такого не случится, потому что тут не развита индустрия, но в последние 2-3 года эта тема уже многократно поднималась. У нас появились первые датчики, которые фиксируют уровень концентрации частиц PM 2.5.
Тогда мы понятия не имели, что это означает. Появлялись статьи, которые объясняли, что PM 2.5 – мелкие частицы, не видимые глазом. Они заполняют атмосферу, и датчик определяет количество таких частиц в воздухе на кубический метр.
Когда всё стало серьёзно
Первый серьёзный сигнал поступил в прошлом году. Жители Бишкека резко почувствовали очень сильный смог. Он был виден не только на глаз, но и отчетливо чувствовался носом.
Мы забили тревогу. Наши соцсети загремели, люди начали фотографировать и писать о смоге: насколько грязно и утром, и днём, и вечером. Вот здесь можно посмотреть видео, снятое Айбеком Чекировым: вид с горы Боз-Болток на Бишкека, точнее, полное отсутствие вида на город из-за смога.
Некоторые СМИ подхватили тренд и стали снимать смог с помощью квадрокоптеров. Дроны поднимаются достаточно высоко – выше, чем уровень смога. Люди увидели такой контраст: внизу чёрное грязное облако, вверху чистое голубое небо. И сравнили.
Когда общественное возмущение стало более интенсивным, начались и вовсе удивительные вещи. Американское посольство в Кыргызстане установило датчик, который определяет качество воздуха, эти показатели в режиме онлайн отображаются на специальном сайте.
Журналисты обратились в мэрию за комментарием по поводу качества воздуха. И тогда появился странный комментарий от эксперта. Он сказал, что эти датчики не соответствуют ГОСТу, что используются другие показатели и на самом деле «все в порядке с воздухом». Но все люди понимали, что на самом деле – грязно. И зачем тогда так говорить?
После прогулки по улице пахнешь как кочегар
Самый накал вокруг проблемы случился в этом году. Как только наступили первые холода, воздух сразу стал грязным. Представьте: приходишь домой после прогулки по улице и чувствуешь, что твоя одежда пропитана запахом углекислого газа и продуктов горения угля, будто вернулся из кочегарки.
Люди снова начали постить в соцсети и обращать внимание на датчики, которые установило посольство США.
Мы узнали, что Бишкек занимает первое место во всем мире по уровню загрязнения. Если норма - от 50 до 100, то у нас доходило до 493, лично видел это.
Обычно – 180, и это показатель, который говорит о том, что есть проблемы. С уровнем в 500 нужно ходить в маске, потому что это уже опасно. Однажды вечером я вышел из бара, до дома было 1.5 километра, 15-20 минут. Пока я шел, все время чувствовал, что пахло углем. И это было очень неприятно.
Причина в коррупции, угле и Китае?
Люди начали выдвигать свои версии, почему Бишкек так загрязнен PM 2.5. Три самые популярные такие:
1. Загрязнение исходит от ТЭЦ, которую 2-3 года назад начали реконструировать китайцы.
Ещё эта тема касается коррупции, потому что Китай выделили кредит на реновацию технологии, и она обошлась в 386 миллионов долларов. Практически треть миллиарда – для Кыргызстана очень большие деньги. И сейчас проводится расследование, многие находятся в СИЗО, проходят по уголовному делу.
Целью реконструкции было обновить технологии. Но у меня такое ощущение, что либо начались проблемы с новой технологией после реконструкции китайцами, либо Кыргызстан стал использовать очень дешёвый уголь. Хотя власти нам говорят, что на ТЭЦ теперь установлены новейшие технологии и самые лучшие фильтры.
2. Огромное количество старых машин из-за низких таможенных пошлин.
Наши люди покупают старые б/у машины за границей, и их на наших дорогах очень много.
У нас нет четкой регуляции, какое топливо стоит использовать. А из-за экономии, в дизельных автомобилях, например, вырезаны сажевые фильтры. Они коптят очень сильно, это заметно невооруженным глазом.
3. Проблема с газификацией.
Не весь частный сектор Бишкека подключен к газу. Мэрия старается продвигать этот проект, подключать все новые и новые районы. Но быстро такие дела не делаются. Здесь подключается экономический фактор: люди будут использовать более дешёвый источник для отопления частного дома. И это уголь.
Когда мы объединяем эти три фактора, то получаем тот воздух, что сейчас есть. Мы не должны забывать, что Бишкек расположен в центре Чуйской долины. Город не плоский, а как бы находится в котловане. Теперь представьте: прямо над землёй холодный воздух, чуть выше теплый, а еще выше снова холодный.
Город находится словно под атмосферным зонтиком. Выделяющиеся газы и дым никуда не улетучиваются. Усугубляется это все еще и туманом, в котором концентрация токсичных веществ растет. Пока не подует мощный ветер или не станет тепло, токсичные вещества не уходят и скапливаются в одном месте.
Некоторые также обвиняют фактор бесконтрольного строительства города. В советское время застройку Бишкека планировали так, чтобы по улицам свободно проходил воздух и выдувал городской воздух за черту города.
Сейчас многоэтажки строятся без учета этого фактора. Многоэтажки перекрывают этот коридор для циркуляции воздуха. И это тоже влияет на качество воздуха.
Мэрия говорит, что город будет закупать новые автобусы, троллейбусы и в целом развивать общественный транспорт. На мой взгляд, нужны более кардинальные решения – пара троллейбусов проблему не решат.
Бишкеку нужна полная газификация. Люди, конечно, возмущаются, они против более дорогого вида топлива. Мне кажется, только когда люди начнут умирать тысячами, тогда они задумаются, что да, действительно, у нас страшная ситуация. Мол, «лучше я буду пользоваться общественным транспортом и перестану сжигать уголь, чем умру». Пока массовой смерти нет, и люди просто жалуются – ничего не изменится.
Почему люди не уезжают из Бишкека
Мне кажется, последствия проблем, связанных с такой концентрацией токсичных веществ в воздухе, видны не сразу. Ты вроде бы живёшь, дышешь некачественным воздухом. Тебя это не устраивает, но ты не сразу испытываешь проблемы и замечаешь симптомы. И вроде бы можно жить дальше.
Да, ты бьешь тревогу, но не до такой степени, чтобы сказать: «Давайте завтра будем принимать кардинальные решения». Люди прокричали, высказались против… и всё.
Ходят ли по Бишкеку в масках, как на фотографиях из Китая
В соцсетях я вижу, как люди массово скупают маски с разными узорами. Это новый тренд в Бишкеке, который уже начинает походить на моду. В масках можно менять фильтры и использовать по несколько раз. Но пока на улице я не видел, чтобы кто-то носил маски.
Хотя в соцсетях люди постят сторисы и фото с масками, мол, заказал(-а), не могу так больше жить.
Многие начали заказывать очистители воздуха. Это такой гаджет, который фильтрует воздух в доме. Устройство можно купить буквально за 150$. Мой коллега заказал себе такой. Говорит, что в квартире стало гораздо легче дышать, он начал спать более качественно спать и вообще чувствует себя прекрасно.
Заглавное фото - Виталий Белошапкин / ЛИВЕНЬ