"Страна неплохо выглядит на международном уровне"
В Министерстве природных ресурсов и охраны окружающей среды постановлением довольны: "Мы его очень долго ждали, была проделана большая работа, и у нас давным-давно не объявляли столько ООПТ. Мы надеемся, что все наши планы будут реализованы", - говорит Наталья Владимировна Минченко, начальник управления биологическим и ландшафтным разнообразием.
О том, достаточно ли у нас охраняемых территорий, Наталья предпочла не рассуждать: "Вопрос хороший... Есть утверждённая стратегия, наши показатели научно обоснованы".
По её словам, в Беларуси есть ещё территории, обладающие признаками ООПТ, но таковыми не являются. Для них можно использовать другие механизмы сохранения: к примеру, установить особый режим и передать для защиты землепользователю, если там расположен редкий биотоп или проживают краснокнижные виды.
По мнению Натальи, "страна неплохо выглядит на международном уровне с учётом того, что охраняется более 22% от территории" (не только ООПТ, но т.н. природные территории, подлежащие специальной охране, как, например, прибрежная полоса, где нельзя рубить, сбрасывать сточные воды и где охраняется биоразнообразие).
Согласно Стратегическому плану по охране устойчивого пользования биоразнообразия на 2011-2020 года, к окончанию периода у нас должно быть уже 17% охраняемых территорий.
Про ювелирные границы, новый нацпарк и послабления
"Безусловно, появление новых заказников можно только приветствовать", - считает Григорий Фёдоров, юрист ОО "Экодом".
Объявление произошло в соответствии с планом. А вот знаковым Григорий видит объявление республиканского ландшафтного заказника "Свислочско-Березинский":
"В дальнейшем на его базе собираются создать национальный парк, пятый по счёту в стране. Новые национальные парки не создавались в Беларуси уже много лет".
Также юрист отмечает пару новых интересных тенденций:
1) "Границы некоторых заказников ювелирно проведены даже не по лесным кварталам, а по выделам (составные части лесных кварталов). Это значит, в процессе согласования проекта документа у Минприроды шла "борьба" с земле-/лесопользователями буквально за каждый метр этих заказников, ведь режим охраны заказника ограничивает деятельность пользователей;
2) Новый Лесной кодекс допускает уменьшение размеров защитных полос лесов вдоль железнодорожных линий и автомобильных дорог, а также содержит другие послабления в угоду субъектам, ведущим лесное хозяйство. Поэтому Минприроды в Постановлении №71 постаралось как можно больше лесных территорий перевести в категорию защитности "Леса заказников республиканского значения". Это тоже плюс".
Лишь на 0,2% выросла площадь ООПТ по сравнению с 2006 годом
Позитивно оценила создание ООПТ и Инесса Болотина, координатор кампании "Спасем Припятские дубравы!". Правда, не удержалась и указала на "ведро дёгтя" в этой "бочке мёда". По её мнению, рост площади ООПТ откровенно мал:
"Следует вспомнить, что на 01.01.2006 г. в Беларуси система ООПТ включала 1460 объектов, общая площадь которых уже составляла 8,4% территории. И мы говорили о 10% к 2020 году?", - говорит она, имея в виду Конвенцию ООН по биоразнообразию. Беларусь - одна из сторон, а документом рекомендовано увеличение площади ООПТ до 10%. Заметим, в 2007 году площадь ООПТ уменьшилась до 7,6%, как говорится на сайте одной из районных инспекций по охране окружающей среды.
После уменьшения территории ООПТ в 2007 году у нас начали усиленно строить планы: то в 2007 году обещали 9,3% ООПТ к 2015 году согласно Указу президента № 19 от 12 января 2007 г. В 2009 – столько же, но к 2022 году обещал представитель Академии наук. И в этом году мы всё-таки перешагнули уровень 2006 года, а заодно и планку, обозначенную в Программе социально-экономического развития на 2011-2015 годы, в 8,1-8,3%.
"В настоящее время у нас один из самых низких показателей процента площади ООПТ среди европейских стран. Для сравнения: в 2006 году в целом в Европе площадь ООПТ составляла уже 11,9%", - говорит Инесса.
Касаемо сохранения и охраны ООПТ она тоже настроена скептически, занимаясь не первый год проблемой Припятских дубрав:
"Объявление территории заказником или национальным парком совсем не значит, что на ней прекращаются охота на животных, рубки леса. Территория не изымается полностью из хозяйственного оборота, ее природные ресурсы используются и дальше, пусть не так интенсивно. В отдельных случаях уровень хозяйственного использования настолько велик, что общественность вынуждена бить тревогу".