Большинство из них, впрочем, использовали радиоактивную составляющую как маркетинговый ход, но были и те, что действительно содержали в своем составе элементы, излучающие радиацию.
Например, препарат «Радитор», продававшийся в аптеках с 1918 до 1928 годы, содержал в каждой склянке по микрограмму радия-226.
С открытием рентгеновских лучей начался настоящий бум радиоактивных приборов. Существовали, к примеру, рентгеновские педоскопы (обувные флюороскопы), которые помогали родителям подобрать ребенку обувь по размеру.
Педоскоп представлял собой ящик с установленными внутри рентгеновскими аппаратами. В нижней части располагалась ниша, куда ребёнок, которому покупалась обувь, ставил ножку. И для ребёнка, и для родителей сверху были предусмотрены окуляры, через которые на ножку в новом ботиночке можно было посмотреть.
Родители, таким образом, видели ногу ребенка насквозь — и понимали, удобно ли косточками внутри ботиночка, есть ли ещё место внутри, а то дети частенько не могли толком сказать, жмёт или не жмёт. В период популярности (начало 1950-х годов) в мире было установлено порядка 10 тысяч педоскопов.
В конце 1950-х их запретили в США, а спустя десятилетие — и в Европе. Последние 160 педоскопов функционировали до 1960 года в Швейцарии. Сложно даже представить, сколько детей подверглись облучению педоскопов.
Впрочем, страха перед радиацией в те времена практически не существовало. Все изменилось после аварии на Чернобыльской АЭС, когда человечество впервые столкнулось с техногенной катастрофой такого масштаба, а вместе с ней – и таким понятием, как «лучевая болезнь».
И хотя лучевая болезнь возникает в результате сильного облучения (не менее ста рентген), и эта доза равна облучению после тысячи процедур флюорографии, причем проведенных практически одновременно, она обросла мифами и легендами, которые часто не соответствуют действительности.
Лучевая болезнь – заболевание, возникающее в результате воздействия различных видов ионизирующих излучений. При лучевой болезни происходит массовая гибель клеток и приостановка функционирования выживших, что неблагоприятно сказывается на функционировании пострадавших органов, а значит и организма в целом. В кровоток выделяются токсичные продукты распада клеток, свободные клеточные ферменты, цитокины и другие сигнальные молекулы, продукты радиолиза, что усугубляет тяжесть поражения. Развивается острая лучевая болезнь. Ее начало выглядит, как отравление непонятно чем, и это действительно отравление всем тем, что сразу после облучения попало в кровь в результате массового повреждения клеток. Начинается рвота, падает давление, поднимается температура — это так называемая первичная реакция. Она проходит и человеку становится лучше. Но главные проблемы еще не показали себя. А они уже есть и серьезные: костный мозг частично или полностью погиб. При дозе 100 бэр 20% клеток костного мозга — нежизнеспособны. При дозе 500-600 бэр — костный мозг мертв полностью. Пока работают имеющиеся клетки крови — все хорошо. Но их срок службы — несколько дней, и им требуется смена. А смена не придет — неоткуда. Организм оказывается беззащитен против инфекций, кровь теряет свертываемость, падает ее способность к переносу кислорода и углекислого газа. Первые признаки лучевой болезни появляются при поглощенной дозе гамма-излучения около 1 Гр. Более низкие дозы не вызывают клинических проявлений, хотя определенные патологические изменения на анализах крови и костного мозга выявляются при дозах в десятые доли грея. При дозах до 5-6 Гр, пока в костном мозге еще остались жизнеспособные делящиеся клетки-предшественники, есть шанс на выздоровление. При дозах менее 2 Гр этот шанс — абсолютный и выздоровление полное, а до 4 Гр вероятность умереть невелика, но последствия в половине случаев останутся навсегда. Свыше 6 Гр — есть некоторая возможность «вытянуть» человека, применив пересадку костного мозга от донора, но когда доза превышает 10 Гр — погибает уже не только он, но и клетки-предшественники эпителия кишечника. Это уже абсолютно смертельно. При очень больших дозах в сотни грей умирают самые радиорезистентные клетки. Те, которые не делятся — нервные, мышечные. У жертвы облучения сразу же начинаются симптомы поражения мозга: судороги, психомоторное возбуждение, сменяющееся угнетением сознания вплоть до комы, и в течение короткого времени (от нескольких часов до нескольких дней) — летальный исход.
Миф: от сильного облучения все умирают
В реальности даже те, кто первыми оказались на месте взрыва на ЧАЭС не умерли одновременно, а многие прожили довольно насыщенную жизнь вплоть до старости.
Лучевая болезнь в целом не приговор. Она может иметь тяжелую форму, но даже в этом случае излечима. Так из 134 ликвидаторов, которым диагностировали лучевую болезнь, скончались 28 человек. Остальным удалось спастись.
Миф второй: облученные люди не смогут иметь детей, или родят уродов
Радиация, безусловно, влияет на состояние здоровья людей, в том числе и на их детородные функции. Однако наиболее серьезны последствия облучения – в острой фазе болезни. Потом возможность зачатия восстанавливается.
Что же касается генетических проблем у будущих детей, то речь не идет о двухголовых младенцах и других ужасах, которыми обычно пугают молодых родителей.
А вот проблемы с сердечно-сосудистой системой у детей – не редкость.
Впрочем, для определения отклонений у плода в Беларуси, например, давно введен обязательный генетический скрининг на 12-й неделе беременности.
Миф третий: флюорография и рентген очень опасны
Как уже говорилось выше, для того, чтобы заработать лучевую болезнь (которая не приговор!) нужно одновременно сделать тысячу процедур флюорографии. Сомневаемся, что в какой-то поликлинике вам окажут такую услугу.
Рентгеновское излучение же – ионизирующее. Оно может повреждать клетки и ДНК, но как и в случае с флюорографией, важна доза. Если вы делаете один снимок – доза очень мала. Если вам нужно сделать компьютерную томографию (КТ), доза возрастает. И вместе с ней и риски. Хотя они и не высоки, но все-таки не равны нулю. Потому КТ назначают исключительно по показаниям.
Впрочем, к примеру, облучение при проведении КТ брюшной полости в среднем равно годовой дозе естественного облучения тех, кто летает на самолетах. Правда, получаемой единовременно.
Самый же безопасный способ медицинской диагностики – МРТ. Он не действует разрушительно на организм, и к тому же высоко информативен.
Правда, подходит далеко не под все медицинские задачи.
Миф четвертый: долой микроволновки и мобильные телефоны
Да, и те, и другие – фонят. Но это не радиоактивное излучение, кто бы и что вам ни говорил.
Излучение, представляющее опасность для человека, имеет гораздо большую частоту, чем та, которая используется в микроволновых печах. Кроме того, для исключения излучения микроволн за пределы печи в ней предусмотрены несколько ступеней защиты. Печи изготавливают таким образом, что при закрытой дверце волны не проникают за пределы камеры печи; стекло дверцы обязательно экранировано частой металлической сеткой. Облучиться микроволновкой можно разве что засунув в нее голову и закрыв за собой дверцу. Но вряд ли вам это удастся.
Что касается мобильных телефонов, то в них речь идет об электромагнитном излучении, которое, бесспорно, опасно для живых организмов. Однако оно неионизирующее. И в малых дозах вряд ли навредит. Впрочем, долговременные эффекты такого излучения еще не изучены до конца. Так что спать с телефоном под подушкой все же не стоит.
Миф пятый: алкоголь нейтрализует действие радиации
Нет, но притупляет страх и сбивает с толку врачей и медицинские приборы.
После аварии на ЧАЭС многие пытались лечиться водкой и красным вином. Да, в последнем есть пектины и витамины, и оно может помочь вывести радионуклиды из организма. Но точно такого же эффекта можно добиться, если просто пить воду и ходить в сауну.
***
Тем не менее, говоря о радиоактивном излучении и облучении, мы говорим о том, что оно действует губительно на человеческий организм. Радиация имеет свойство накапливаться в наших органах и тканях, что приводит к развитию различных онкологических болезней. Потому ни один врач, равно как и ученый, не посоветует вам из праздного любопытства посещать загрязенные зоны, отправляться отдыхать в зоны действия атомных реакторов и даже находиться без защиты в зоне воздействия прямых солнечных лучей. Все это может иметь куда более рискованные последствия, чем кажется на первый взгляд.
Как нужно вести себя в зоне радиации
Зачастую правильное поведение человека в зоне радиоактивной аварии намного важнее лечения всеми лекарственными средствами, которые он будет принимать.
Что нужно делать:
- ходить по радиоактивно заражённой территории в одежде, закрывать волосы, использовать как минимум марлевую маску или респиратор;
- рекомендуется правильное пищевое поведение: ничего не употреблять из растущего на грядках на заражённой территории, а есть только привезенную еду, не использовать воду из открытых источников, а только бутилированную;
- соблюдать правила правильного входа в квартиру, с обязательной спецобработкой; правила замены одежды (надевание/снятие без контакта с наружной поверхностью), хранения одежды вне жилого помещения;
- йодопрофилактика для защиты щитовидной железы, приём иных радиопротекторов и др.