20.08.2021 / 08:08

В начале августа в Москве в Бабушкинском парке культуры и отдыха сотрудники МЧС сняли с дерева местную активистку Ольгу Кузьмину. Она прикрепила себя к ветвям в знак протеста против строительства дома.

Вполне возможно, девушку вдохновила история Джулии «Баттерфляй» Хилл, которая прожила на секвойе Луна 738 дней для того, чтобы защитить гигантское «красное дерево» от вырубки. Про Джулию сняли несколько документальных фильмов, сама она написала книгу своего двухгодичного проживания в кроне.

Интересно, что для Хилл опыт защиты деревьев стал целительным. В августе 1996 года в возрасте 22 лет Джулия попала в чудовищную автокатастрофу. Пьяный водитель врезался в ее машину. Девушке повезло, она осталась жива.

Однако потребовался почти год интенсивной терапии, чтобы Джулия вновь смогла нормально ходить и говорить. Как рассказывала сама экоактивистка, авария радикально изменила ее мировоззрение, заставив задуматься о том, что действительно ценно. Хилл пришла к выводу, что защита природы — важнее карьеры. И уже в декабре 1997 года началось ее восхождение на Луну.

Существует много историй про то, как люди строили дома на деревьях или же становились лагерем под ними, чтобы защитить от вырубки. Некоторые из этих историй оказывались настолько значительными, что развились в большие экологические движения. Так ярким примером для всего мира стали события в Индии в 1973 году.

Тогда с целью предотвратить рубку деревьев женщины просто обняли их и так простояли несколько дней. Они не были уверены, что эта история не закончится трагедией, что им удастся выполнить миссию и не пострадать. Но поступить по-другому женщины не могли, таковы были их убеждения.

Деревья сакральны для многих культур и религиозных движений Индии. Дерево Бодхи особо почитаемо в буддизме. Индийская «каменная» яблоня или бильва, а также Elaeocarpus ganitrus, из ягод которого делается рудракша, считаются священными деревьями шиваизма. Неудивительно, что местные религии и философии развивались в духе бережного отношения к природе.

Ярким примером заботы об окружающей среде в Индии является сообщество бишнои (Bishnoi), основанное Гуру Джамбхешвара в XV веке в засушливом штате Раджхастан. Эти люди стараются жить в соответствии с 29 принципами, определяющими повседневную жизнь. Один из этих принципов звучит так: «Никогда не рубите зеленые (живые) деревья».

По легенде, махарадж Марвара Абхаи Синг, правивший в XVIII веке, решил вырубить немногочисленные деревья своего королевства для строительства дворца. Узнав о решении махараджа, местная женщина из общины бишнои Деви Амрити вместе со своими дочерями выступила против вырубки.

Она призвала лесорубов отказаться от своих намерений, однако те лишь посмеялись и потребовали, чтобы женщина не мешала им. А то они казнят ее. На это Деви Амрити заявила, что готова отдать свою жизнь: «Жизнь дерева стоит больше отрезанной головы». И обняла стоящий рядом ствол.

Времена были суровые, жизнь людей особо не ценилась, а потому женщину и ее дочерей казнили. Рубка продолжилась.

Весть об убийстве Деви Амрити разнеслась по общине бишнои. Но вместо агрессии и желания отомстить, члены сообщества выбрали мирный протест. Старейшины сказали, что добровольцам из общины также стоит обнять деревья, тем самым предприняв попытку остановить вырубку. Если люди раджи все равно примут решение рубить, то тогда бишнои умрут вместе с растениями, которые будут защищать.

Первыми добровольцами и стали старейшины. К ним присоединились молодые жители деревень. Лесорубы срубили 363 дерева, убив обнимавших их людей. Когда об этом узнал махарадж, то он настолько проникся уважением, что приказал немедленно остановить рубку.

Желая хоть как-то загладить свою вину, он издал указ, запрещающий уничтожение живых деревьев и охоту на животных там, где живут бишнои. В память о тех временах вот уже пятьсот лет каждый житель общины сажает раз в год по дереву. Таким образом бишнои также стараются сдержать наступление пустыни на свои поселения.

Во времена колонизации отношение к природе в Индии стало более меркантильным. Не стоит забывать, что какое-то время тут правила крупнейшая европейская корпорация — Ост-Индская компания, цель которой была добыть максимум богатств. Этот меркантилизм сохранился и после обретения независимости 15 августа 1947 года. «Молодая» Индия в 1960-1970-х годах старалась занять достойное место в гонке развивающихся стран, а самым проверенным средством для этого было интенсивное использование природных ресурсов.

Когда вырубается лес — страдает природа, что приводит к стихийным бедствиям. С этим в 1970-х столкнулись жители провинции Гархвал в южных Гималаях. Интенсивная вырубка деревьев и активное строительство привели к тому, что оползни в районе реки Алакнанда стали постоянным явлением.

Большинство лесов вырубалось подрядчиками для нужд крупных компаний, интересы местного сообщества почти не учитывались. Так, в марте 1973 жители Гархвала узнали, что планируется вырубка около 300 деревьев. Древесина пойдет на производство теннисных ракеток.

Объединенные социальным работником Чанди Прасад Бхатт (Chandi Prasad Bhatt), местные жители организовали серию протестов. Вспомнили и про легенду о Деви Амрита, чей пример был воспринят как эффективный способ ненасильственного протеста. Тогда же появилось название движения — Чипко, что значит в переводе с хинди «обнимать», «цепляться за», «прикрепляться».

В январе 1974 года стало известно, что планируется вырубка 3500 деревьев в районе деревни Рени. Когда 25 марта туда прибыли лесорубы, их первой заметила местная девушка. Мужчины в тот день были в другом месте, стараясь договориться с властями о прекращении рубок в провинции Гархвала.  

В деревне оставались только женщины. Девушка поспешила к самой уважаемой из них — к Гаура Деви (Gaura Devi), та позвала 27 соседок, и все они устремились к месту планируемой вырубки. Увидев, что слова и уговоры не действуют на лесорубов, женщины просто обняли деревья.

Так они простояли сутки, пока к ним не присоединились вернувшиеся домой мужчины. Четыре дня жители деревни Рени стояли, обнимая деревья и не позволяя их вырубить. В конце концов подрядчики ушли. Это событие стало первой большой победой движения Чипко.

Для Индии, которая в то время жила с чувством глубокого уважения к методам ненасильственного сопротивления, обнимание деревьев в Гархвале стало ярким вдохновляющим примером. Движение распространилось по всем Гималаям. Люди выходили и обнимали деревья, останавливая лесорубов.

Начиная с 1977 года, с целью защитить леса женщины начали обвязывать стволы специальными нитями «ракхи», тем самым выражая сестринскую любовь и признательность к растениям. Один из основателей и лидеров движения Чипко индийский эколог Сандерлал Бахугуна (Sunderlal Bahuguna) прошел 3000 миль, чтобы распространить идею ненасильственного сопротивления против вырубки деревьев.

В 1980 году премьер-министр Индии Индира Ганди издала специальный указ, запрещающий какие-либо вырубки в штате Уттар-Прадеш до тех пор, пока не наступит полноценное восстановление лесов в регионе.

Многие в Индии и за ее пределами вдохновились Чипко. Повлияли идеи движения и на известную индийскую ученую и экоактивистку Вандану Шива. Для нее происходящие сегодня процессы, будь то пандемия или стихийные катастрофы, являются следствием потребительского отношения к природе. Она называет такое отношение «биопиратством», разграблением окружающей среды, которое продолжается уже более пяти сотен лет.

Получив образование физика в Канаде, Вандана Шива приняла решение заняться исследованиями биоэтики, полагая, что сегодня особо важно изучить отношение человека к природе. По мнению ученой, единственная возможность избежать негативных последствий — отказаться от «биопиратства», снизить уровень потребления, позволить местным сообществам самим находить решения экологических вопросов, перейти от унифицированных международных стандартов к изучению локальных практик. Важную роль в этом движении спасения, по мнению Вандана Шива, играют именно женщины, для которых защита окружающей среды также является способом заявить и защитить свои права.

Кажется, что основная причина, по которой женщины по всему миру взяли деревья под свою опеку — инстинктивное неприятие насилия. В женщинах есть та сила, которая может противостоять агрессии и невежеству топора.

Которая может показать и доказать, что хрупкий мир нуждается в нежных объятиях, а не в страшном оружии, которое способно его уничтожить. Поэтому до тех пор, пока женщины обнимают деревья, пока они становятся на пути агрессии — мир будет сохранен.

Автор:
Листайте дальше, чтобы прочитать следующую новость