Казалось бы, с занесением в Красную книгу зверёк будет спасён, но с каждым годом экологи фиксируют снижение численности и исчезновение колоний сусликов. Мы поговорили с экспертами, в чём причина и можно ли найти решение?
Что за зверь такой?
С тем, что суслики очень милые зверьки, не поспоришь. У этих небольших и очаровательных созданий выразительная мимика. С обычно короткой, пушистой шерстью и большими глазками, они просто не могут оставить равнодушными.
Однако суслики не просто забавные создания. Они также славятся своими выдающимися навыками в организации и сотрудничестве. Суслики живут в больших группах, называемых колониями, создают разветвлённые системы нор. Если зверек чем-то заинтересуется, он становится «столбиком».
Эти грызуны не слишком пугливы и могут показаться на глаза человеку, если привыкнут к его присутствию. Между собой они перекликаются свистом, больше похожим на ультразвук. Так они предупреждают об опасности.
Суслики преимущественно обитают в степных и полупустынных районах, где они вырываются из земли, словно небольшие живые перископы, чтобы наблюдать за окружающим миром. В Беларуси основные местообитания — это пастбища и луга с низкой травой. Там сусликам еды хватает, удобно бегать, да и хищников легко заметить. Едят почти любую зелень, иногда выкапывают корешки, личинок насекомых.
Широко известна большая средообразующая роль сусликов — они преобразуют микроландшафт, как активные животные-землерои вносят большой вклад в почвообразование, а также в формирование мозаики растительности.
Сложная система нор обеспечивает возможность существования огромного числа различных видов беспозвоночных и мелких позвоночных животных. Суслики – исключительно важное звено пищевой цепи.
Потребляя растительную пищу, сами они являются основными объектами питания многих хищных птиц и млекопитающих. Поэтому исчезновение сусликов приводит к быстрому исчезновению специализированных хищников.
С давних времён в соседстве с человеком
О существовании сусликов крапчатых на территории Беларуси, в частности на территории Новогрудской возвышенности, Копыльской гряды, известно как минимум с XVIII века. Методы ведения сельского хозяйства того времени позволяли сусликам достаточно спокойно сосуществовать с человеком. Численность могла доходить до миллионов зверьков.
Однако с приходом советской власти на территорию Беларуси ситуация изменилась. Сусликов обвинили во вредительстве сельскому хозяйству и начали массово истреблять.
Жестокость была напрасна, ведь суслики питаются преимущественно травами, а зерно составляет малую часть их рациона, так что значительного вреда они не наносят.
Эти грызуны живут колониями на полях и пастбищах, что при использовании сельхоз территории для выпаса скота не мешает ни зверькам, ни хозяйственной деятельности человека.
Следующим ударом для сусликов стало изменение методов ведения сельского хозяйства. Стали распахивать больше полей, использовать все более современную технику. Другие поля засевать монокультурами, активно применять пестициды, гербициды, удобрения.
Перевод на стойловое содержание коров также добавляет негатива — луга и пастбища зарастают и становятся не пригодными для жизни сусликов, ведь им нужно открытое пространство для обзора. В результате местообитания для сусликов стремительно сокращаются.
Большинство локальных, не крупных поселений сусликов, приуроченных к пастбищам и некрупным выпасам, исчезли.
Не более чем за 60 лет, ещё достаточно устойчивая после химического и механического уничтожения до 1960-х годов, популяция суслика крапчатого на территории Беларуси была уничтожена практически полностью.
Колонии выживших
Благодаря настойчивости учёных, в 2011 году удалось обнаружить сусликов в Кареличском районе Гродненской области, но уже в 2013-м году, три обнаруженных небольших очага прекратили свое существование.
Летом 2017 года продолжился поиск колоний суслика. Исследованиями был охвачен практически весь ареал крапчатого суслика, известный по имеющимся литературным данным для территории Беларуси, а также проверены предполагаемые места обитания, информация о которых получена от местного населения и иных источников.
Поиски увенчались успехом — к 2019 году было выявлено 12 мест с признаками жизнедеятельности крапчатого суслика. Но вновь радость оказалась не долгой.
При очередной проверке обнаруженных очаговых колоний суслика весной 2020 года пять из них с количеством жилых нор от 1 до 20 исчезли.
Две из них (в Столбцовском и в Несвижский районах) были распаханы под посевы кукурузы и ячменя. Три других места обитания (в Барановичском и Копыльском районах) исчезли естественным путем.
На сегодня экспертам известно о четырех оставшихся колониях, а говорить как об устойчивых можно только о двух. Одна из них — самая крупная в Беларуси — сохранилась на окраине деревни Юшевичи (Несвижский район).
Но в общем по стране на данный момент состояние крапчатого суслика критическое. И если не будут приниматься меры по его сохранению, то в ближайшее время, через десяток лет или даже раньше, суслик может практически исчезнуть.
Охранный статус в Беларуси не спасает
Еще 50 лет назад суслик крапчатый обитал на довольно большой территории, простирающейся от Среднего Поволжья до восточной части Польши. Сейчас он включен во второе приложение Бернской конвенции и в Красный список МСОП, относится к 111-й охранной категории как вид, соответствующий понятию «уязвимый» в Красной книге Республики Беларусь.
А в самой в Красной книге Беларуси суслику крапчатому формально присвоена третья категория охраны из четырех (первая — высшая) — «не находится под прямой угрозой исчезновения, но подвержен риску вымирания в недалеком будущем».
Сегодня в нескольких колониях суслики находятся в депрессивном состоянии, что в дальнейшем приведёт к сокращению численности. Депрессивное состояние колонии характеризуется тем, что грызуны поздно выходят из спячки и рано уходят в спячку, не успевая запасти достаточное количество жира, чтобы перезимовать.
Когда зверьков в колонии немного, они практически не проявляют себя и проводят на поверхности очень мало времени. В таких колониях почти нет молодого поколения, суслики почти перестают размножаться. И колония может исчезнуть буквально за считанные годы.
Конечно, некоторые колонии уходят естественным образом. Такое происходит, когда в колонии проживает небольшое количество зверьков и есть серьёзное давление со стороны хищников, в том числе безнадзорных собак и кошек.
Но даже в таких случаях прямое негативное влияние человека не исключить, ведь для устойчивой популяции нужно наличие местообитаний пригодных для расселения. А в Беларуси они только сокращаются.
Интенсивное сельское хозяйство по-прежнему одна из главных причин исчезновения колоний сусликов. Главные угрозы — глубокая распашка почвы, применение пестицидов и гербицидов. И хотя даже на неохраняемых территориях уничтожать «краснокнижных» сусликов запрещено законом, зверьки продолжают гибнуть.
Дело в том, что поля, на которых живут суслики, при необходимости могут находиться в сельскохозяйственном обороте, но при соблюдении специальной технологии. Есть практика — щелевой подсев, при котором нарушается только верхний слой земли.
Это не мешает сусликам. Но в колхозе такую технику не соблюдают, проводят глубинную вспашку. И за этим природоохранные инспекции не следят и за гибель краснокнижников никто не несёт ответственности, с горечью отмечают эксперты.
Паспорта мест обитания редкого вида, возможно, могли бы в какой-то степени решать проблему. Но местные органы власти совсем не проявляют желания к установлению каких-либо ограничений для хозяйственной деятельности.
А районным инспекциям Минприроды проще пойти на поводу у руководителей колхозов. Возможно, просто нет интереса к такому не особо «хозяйственно ценному» краснокнижному виду. Не удивительно, что приезжая на места обитания, на которых волонтёры находят живущих там зверьков, государственные природоохранники их в упор не видят.
Но даже передача под охрану территорий, где найдены колонии сусликов, к сожалению, не спасает зверьков от гонки за урожаем да и порой человеческого разгильдяйства.
Так, по наблюдениям эксперта, который шестой год подряд ведет мониторинг жизнедеятельности сусликов в Несвижском районе, самая крупная в Беларуси колония находится под угрозой. Её территория сокращается ежегодно.
Если в 2020 года суслики обитали на площади в 110 гектаров, то на сегодня эта площадь на бумаге составляет 81,7 гектаров, а реально около 70 гектаров.
Около 30 гектаров вдоль дороги отобрали у сусликов в 2022 году. Хотя вдоль дороги распахивать вообще запрещено. Эти земли сначала засеяли кукурузой, а в 2023 году тритикале. Согласно подсчётам эксперта, загублено от 220 до 280 жилых нор зверьков. И опять же никакого наказания никто не понёс. Как будто этого ничего не было, никто ничего не нарушил.
Перепахивается и другой участок поля, находящийся под охраной, на котором ранее жили суслики. А весной этого года на одном из участков на краю колонии выгрузили навоз. Что случится на этой территории в следующий раз? Задаются вопросом эксперты...
Спасут ли страну гектары, забранные у сусликов для увеличения урожая?
Держать ситуацию с сохранением крапчатого суслика под контролем ранее хоть немного удавалось благодаря экологическим негосударственным организациям. Они участвовали в выявлении мест обитания редкого зверька, взятии под охрану, проведении мониторинга, контроле субъектов хозяйствования по соблюдению ими природоохранного законодательства.
С ликвидацией НГО суслики лишись организованной защиты. Действий волонтёров, которые делают всё, что могут и стараются держать информационную повестку, не хватает.
Спасут ли страну лишние десятки гектаров, забранные у сусликов для увеличения урожая? Вопрос риторический. А ведь, как показывает опыт других стран, где обитает суслик, к примеру, Польши, можно по-другому.
На данный момент в этой стране самая устойчивая популяция, её поддерживают и охраняют. Вопрос решается компенсацией сельскохозяйственным предприятиям, а недополученные средства покрываются зелёным туризмом. Под Люблином одна из самых больших колоний суслика в Польше, она очень популярная у туристов. Там созданы специальные укрытия, чтобы наблюдать за зверьками и их не тревожить, разработаны образовательные программы для детей.
Несвижский район мог бы стать своеобразной столицей сусликов в Беларуси, такой своеобразной Сусландией, это мог бы быть местный бренд. Желающих понаблюдать за милыми зверушками, было бы не мало. А такой доход в перспективе более устойчивый, чем от нескольких дополнительных гектар картошки или кукурузы.
Не перейти точку не возврата
Как уже отмечалось, при снижении численности особей колония сусликов может впадать в депрессивное состояние, когда как бы запускается механизм самоликвидации. Для этих зверьков очень важно наличие пригодных местообитаний.
Возможность расселяться — залог устойчивости популяций. Как считают эксперты, с которыми мы поговорили, необходимо строго соблюдать охранные меры на тех территориях, которые на бумаге под охрану всё же взяты.
Важно добавить к охраняемых территориям те участки земли, на которых ранее суслики жили, окрестные окружающие поля не обязательно выводить из сельскохозяйственного использования, а отдать под пастбища. Наоборот, такие полуискусственные экосистемы важно сохранять – косить там траву, освобождать территорию от кустарников и молодых деревьев, с чем в принципе скот прекрасно справляется.
А в очень оптимистичном варианте — придать суслику крапчатому в Беларуси более высокий уровень охраны, перевести из третьей категории в первую, потому что темпы его исчезновения стремительные.