Подойдя к Червоному, не сразу можно понять, что находишься на самом крупном озере Полесья: зеркала воды почти не видно, лишь стена камыша и рогоза. Летом 2016 года глубина воды в камышовых зарослях составляла всего 40 сантиметров. Глубже – двухметровые залежи ила, которые накапливались здесь, по данным учёных, около 10 тысяч лет. Это и есть то самое сырьё для выпуска различной продукции для многих отраслей экономики – сапропель, запасы которого на Червоном составляют около 70 миллионов кубометров.
Сапропели — многовековые донные отложения пресноводных водоёмов, которые сформировались из отмёршей водной растительности, остатков живых организмов, планктона, а также частиц почвенного перегноя, содержащего большое количество органических веществ и гумуса.
ОАО «Житковичихимсервис» начал активную разработку месторождения сапропеля на озере Червоном. Для осуществления проекта ПРООН при финансовой поддержке Европейского союза приобрели оборудование: бустерную станцию, плавучий и наземный пульпопроводы и погрузчик. Оно и позволило начать активную очистку зарастающего озера. А в дальнейшем сэкономленные средства дадут возможность приобрести оборудование для глубокой переработки сапропеля на базе предприятия, которое за собственные средства приобрело также земснаряд.
Торжественная церемония передачи оборудования и пуска объекта прошла прямо на берегу озера 20 октября. В ней приняли участие министр природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь Андрей Ковхуто, руководитель отдела проектов и программ Представительства ЕС в Республике Беларусь Фредерик Куне, заместитель Постоянного представителя Программы развития ООН в Беларуси Екатерина Паниклова, представители местных органов власти.
Технология получения сапропеля из озера заключается в откачке так называемой пульпы – густо растворённого в воде сапропеля, которая заливается на специальные земельные участки на расстоянии в 2 километра от озера, где несколько месяцев отстаивается и высыхает, озёрная вода при этом уходит в почву и возвращается в экологический круговорот, а сапропель потом вывозится на базу предприятия, где из него вырабатываются несколько видов грунтов, органических удобрений, кормовых добавок, компонентов буровых растворов. При этом если ранее около 30% привезённого на предприятие сапропеля уходило в отходы, то с вводом в действие нового оборудования на втором этапе осуществления проекта технология производства углубится и станет практически безотходной.
Как пояснил Гомельскому Зелёному порталу основной научный куратор проекта, академик Национальной академии наук Беларуси Иван Лиштван, сапропель кроме различных органических соединений содержит практически весь комплекс минеральных веществ, микроэлементов, которые необходимы для роста сельскохозяйственных культур, и при этом все они полностью усваиваются растениями. Это выгодно отличает сапропели от комплекса сыпучих минеральных удобрений – азотно-фосфорно-калийных, огромная часть которых остаётся в почве и затем вымывается в грунтовые и поверхностные воды. Именно поэтому проект по производству сапропелей и отнесли к программе перехода к «зелёной» экономике.
Гомельский Зелёный портал интересовало влияние работ по добыче сапропелей на изменение существующей экосистемы Червоного. В настоящее время для получения пульпы на земснаряде, намывающем её в пульпопроводы, установлен манипулятор с ковшом, который попросту вырывает из озера камышовую и осоковую растительность. Несомненно, это будет влиять не только на произрастающую сейчас там флору, но и на фауну, особенно птиц, гнездящихся в густых камышовых зарослях. Те же белые цапли, которые то и дело кружили у нерасчищенной ещё части камышовых зарослей с противоположной от земснаряда стороны озера, весьма чувствительны к фактору беспокойства.
Министр природных ресурсов и охраны окружающей среды Андрей Ковхуто не дал определённого ответа на вопрос, была ли проведена оценка влияния очистки озера от зарастания на биоценоз. Но он сказал, что сама по себе очистка Червоного, его углубление и остановка зарастания были оценены специалистами Академии наук Беларуси положительно.
Очевидно, у проекта действительно гораздо больше положительных сторон. Тем более что вызванное бездумной мелиорацией примыкающих земель зарастание и обмеление крупнейшего озера на юге Беларуси, продолжающееся уже несколько десятилетий, является не естественным изменением территорий, а происходит в значительной степени из-за антропогенных факторов. Да и примыкающий к озеру гидрологический заказник «Булев мох», представленный низинными болотами с таким же густым травостоем осоковых и камыша, может служить пристанищем для тех видов, которые будут вытесняться с водной глади озера.