22.04.2021 / 17:04

На цикл ушёл почти год.

Десять месяцев назад в большой части Минска не было пригодной для питья и бытового использования воды. Стояла жара, из крана лилось грязное и явно токсичное нечто, цистерны подвозили воду очень нерегулярно, на прилавках магазинов она закончилась за несколько часов, и спасались мы только благодаря народной солидарности.

Кажется, всё это было в какой-то прошлой жизни – до массовых посадок и пыток. В той жизни, в которой не существовало телеграм-канала «Задержанные Окрестина», бумажные письма ценились совсем небольшим количеством людей, а районных чатов особо и не существовало. Правда, уже тогда нам казалось, что мы вымотаны – позади была первая волна коронавируса.

Но вымотанность не помешала нам мобилизоваться, и люди несколько дней подряд бесплатно привозили и раздавали чистую питьевую воду в грязные районы. Сейчас есть ощущение, что тогда всё и началось.

Чаты взаимопомощи, мгновенная мобилизация людей и, что самое важное, у нас появилось доверие друг к другу. Мы же привыкли жить, особо не зная соседей, а в те дни всё как-то изменилось.

Да, некоторые изменения появились раньше и были связаны с пандемией, но в ситуации с водой была полная горизонтальность общения. Не было фондов и каких-то других структур – были просто люди, которые самоорганизовались в условиях почти полного наплевательства со стороны государства.

И вот круг замкнулся. В среду, 21 апреля, часть Минска снова осталась без воды. И люди снова мгновенно самоорганизовались, потому ну правда, не ждать же, пока государство что-то придумает. Оно-то что-нибудь придумает – даст какую-то информацию и, возможно, даже подвезёт парочку цистерн, но горизонтальные связи оказываются в такой ситуации куда важнее и эффективнее.

Именно благодаря горизонтальным связям – тем же чатам взаимопомощи – могут получить помощь люди, которым по состоянию здоровья тяжело или невозможно носить бутыли или вёдра.

И благодаря такой помощи мы можем быть уверены, что пропаганда за эти месяцы не добилась своего – люди не озлобились и не стали ненавидеть всех вокруг. Беларус беларусу по прежнему беларус.

Хотя, казалось бы, власти сделали всё возможное для того, чтобы мы все друг друга в чём-то подозревали, чтоб ни к кому не было доверия, чтоб люди жили «по законам Дикого Запада». А получилось наоборот: люди научились сплачиваться хотя бы потому, что у них (нас) есть общие риски, а выживать перед лицом серьёзной опасности проще вместе. Так шансов больше.

Власти уже озвучили официальную причину отсутствия воды – прорыв трубы. Естественно, сразу поползли слухи о том, что это могло быть сделано специально.

Кто-то говорит, что сайт водоканала был недоступен ещё до аварии, кто-то считает, что авария с водой – попытка отвлечь людей от интеграции с Россией. Возможно, это тот самый случай, когда власти ничего не скрывают и правдиво рассказывают о происходящем. Я этого не знаю, и мне, если честно, именно этот нюанс в данной ситуации не кажется важным.

По-настоящему важно то, что мы научились мгновенно реагировать на проблемы и спасать друг друга, не дожидаясь, пока раскачается государственная машина.

Ведь всегда может так случиться, что она не раскачается вовсе. Выжить-то всё равно как-то надо, и это мы научились делать очень неплохо.

Такое хорошее явление как солидарность демонстрирует на самом деле жуткие обстоятельства. Ведь если солидарность нужна, значит, что-то изначально пошло не так. Случилась какая-то беда, на которую нам пришлось реагировать.

И мы, конечно, научились позитивно относиться ко всем этим бедам и говорить, что они дают нам бесценный опыт. Но есть у меня один вопрос: а можно нам уже наконец хоть что-то не для опыта, а для радости? Хотя бы в порядке исключения.

Автор:
Листайте дальше, чтобы прочитать следующую новость