22.10.2019 / 14:10

Берём небольшую деревушку, добавляем немного творчества и получаем брендовую локальную идентичность. В Бресте побывала художница из Голландии, которая создаёт портреты деревень – но не на холсте, а в жизни.

В брестском пространстве «КХ» 17 октября прошла встреча с Вапке Феенстра, визуальной художницей из Голландии. На первый взгляд, тема встречи звучала несколько абстрактно: «Как могут быть связаны современное искусство и землепользование?»

Но за рассказом художницы последовала бурная дискуссия присутствовавших со вполне конкретными выводами. О чём шла речь и придут ли проекты Вапке Феенстра в Беларусь?

 

Кто такая Вапке Феенстра и в чём суть её деятельности

Вапке Феенстра – визуальный художник, живёт в Роттердаме, но родом из сельской местности. Училась в Академии изобразительных искусств в городе Арнем, окончила аспирантуру в Академии имени Яна ван Эйка в городе Маастрихт (Нидерланды). Её работы находятся в музеях и частных коллекциях в Нидерландах, США и Германии.

Вапке более 20 лет ездит по всему миру, от Японии до США, работая с людьми в сельской местности. Её социальные арт-проекты направлены на сохранение связи человека с землёй и поддержание культуры фермерства в век глобальной урбанизации, на обмен опытом, знаниями и культурами деревенских жителей из разных стран.

«Я работаю с сельской местностью не потому, что города мне кажутся менее важными, но потому, что они доминируют в художественном поле», – говорит она.

 

Жители воспринимали себя как часть сервиса

Поясним на примере российской деревни Звизжи (Калужская область).

В 2012 году Вапке Феенстра приехала в Россию на крупный фестиваль лэнд-арта «Архстояние». Поселилась в небольшой деревне Звизжи, расположенной примерно в трёх километрах от парка, в котором проходит фестиваль.

Пообщавшись с местными жителями, Вапке поняла: Звизжи – отличное место для её очередного проекта. Население деревни – всего 150 человек. Существовавший там колхоз развалился, люди предоставлены сами себе.

Больше всего Вапке зацепило вот что: жители деревни воспринимали себя как часть сервиса для фестиваля, не осознавая ценности своих навыков и не умея достойно их преподнести. Этим вопросом она и решила заняться. Получив финансирование, приступила к осуществлению задуманного проекта.

«Для меня было важно показать людям в сельской местности, что они – создатели, а их работа на земле имеет большую ценность в наше время, – говорит Вапке.

– Их жизнь требует напряжения, смекалки, находчивости, воображения, наконец. И, конечно, умения создавать вещи своими руками. Но не это ли требуется и от художника?

Искусство сегодня – территория с очень размытыми границами. Я просто приглашаю на неё людей, которые обладают креативностью. Тех, кто, возможно, уже является художником, но просто не подозревает об этом».

 

Основа – локальный образ жизни

Для начала необходимо было собрать информацию. Вапке стала знакомиться с людьми, фотографировать их, расспрашивать о том, что они производят и что умеют делать. Общалась с помощью переводчика, постепенно местные жители пошли на контакт.

Главная мысль, которую ей хотелось донести до людей – это то, что их умения и продукция ценны и уникальны. То, что деревенским жителям кажется обычным делом или продуктом, у горожан и туристов может вызвать неподдельный интерес – надо только суметь всё это творчески преподнести, не обесценивая при этом личности создателя.

Местные рассказали Вапке о том, что производят: шерсть, мясо, молоко, варенье, сок, грибную и огородную консервацию. Одна женщина шьёт лоскутные одеяла. Деревенские умельцы украшают дома резьбой, а дворы – поделками из пластиковых бутылок. Вроде бы ничего особенного, но…

«Сельские жители обладают огромным творческим потенциалом. Они выращивают урожай, прекрасно готовят, делают заготовки на зиму, они умеют выживать в очень сложных ситуациях, фактически создавая вещи порой из… ничего. Вплоть до ковриков из фантиков.

Каждый человек – художник, просто надо ему это показать. Мой проект в деревне Звизжи – о создании локальной идентичности.

Любое искусство предполагает соучастие зрителя, даже если он просто смотрит на картину. Не я создаю портрет деревни, но её жители. Я лишь помогаю им создать тот образ, который они сами хотят».

 

Как появился местный бренд?

Однажды вечером Вапке собрала всех заинтересованных жителей, показала им фотографии, которые ей удалось сделать, и предложила выбрать кадры, наиболее отражающие образ деревни.

На основе отобранных фотографий были созданы открытки для презентации деревни Звизжи и проекта под названием «Made in Zvizzchi» («Сделано в Звизжи»). Этот бренд, созданный Вапке Феенстра, существует до сих пор и успешно используется.

Вапке пригласила в деревню эксперта по геологии, вместе с которой они провели исследования почвы и собрали коллекцию из камней и пород.

Выяснилось, что в этой местности есть хорошая глина, поэтому решили построить печь для обжига керамики и пригласить специалистов для обучения всех желающих гончарному делу, чтобы в дальнейшем заниматься производством изделий из керамики.

В школьном огороде вместе с учителями и детьми высадили семена нескольких видов салата, привезённые из Голландии по просьбе местных жителей.

Устроили неделю квашения капусты по русским и голландским рецептам. Вапке передала в дар жителям 4 фотокамеры, чтобы они снимали серии фотографий, отражающие деревенскую жизнь.

Оборудовали в деревенском магазине специальные полки «Сделано в Звизжи», где можно было бы продавать локальные продукты. Создали игровой фильм с забавными рассказами местных о товарах из магазина.

«Удивительным было то, что люди не только не гордились своими знаниями о выращивании огородной продукции, но даже будто бы стеснялись их… Я сама из семьи фермера, поэтому понимаю, насколько важно сохранять такие навыки и передавать их своим детям».

 

Историю деревни показывают на выставках

Во время проведения следующего фестиваля «Архстояние» (который проходит два раза в год и собирает тысячи туристов) жители расклеили на его территории информационные плакаты и таблички о своей деревне.

Оборудовали место, где можно было попробовать салат, выращенный из голландских семян. Кстати, салата выросло много: хватило и жителям деревни, и гостям фестиваля, да ещё и в рестораны отправили.

Привлекли микроавтобус, который возил всех желающих с фестиваля в деревню, где для них была приготовлена отдельная программа.

Серии фотографий об арт-резиденции Звизжи в 2013 году представили на Московской биеннале современного искусства, а звизжане активно рассказывали гостям выставки о своей деревне. Фильм перевели на испанский и английский языки, чтобы показывать в других странах.

 «Истории жителей деревни Звижжи выставлялись в городских пространствах – ведь в городах находятся те, кто принимает решения. Я считаю, что важно смешивать параллельные культуры – деревни и города».

 

«Идеи были не моими – я лишь собирала жителей»

Летом 2015 года фестиваль Архстояние впервые прошёл в деревне Звизжи. Это было значимое достижение.

В 2016 году в Галерее современного искусства Лейпцига (Германия) открылся Международный сельский магазин «Made in Zvizzchi». Фотографии и продукция деревни побывали на выставке в итальянском городе Турин, в Китае, в Лондоне.

На протяжении всего проекта активнее всего сотрудничали с Вапке 12 человек. Но когда пришёл первый успех, люди начали подтягиваться в команду.

Жители деревни заитересованы в продолжении проекта, и в ноябре Вапке Феенстра вновь посетит Звизжи.

«Хочу особенно подчеркнуть, что все эти идеи были не моими – я лишь собирала жителей и обсуждала с ними три основных вопроса: что вы умеете делать, какие ресурсы у вас есть и что вы хотели бы презентовать», – говорит художница.

 

Игра или сотворение локальной идентичности?

«Казалось бы, смешно, что для какой-то маленькой деревни вдруг разрабатываются представительские открытки, создаётся целое производство. Получилась как бы игра в бизнес, в которую согласились сыграть жители.

Но за этой игрой стоит достаточно сильное философское рассуждение о важности восприятия себя самодостаточным создателем. Очень интересно наблюдать за преображением людей, которым предоставляешь возможность созидать, выступая в роли своеобразного зеркала», – считает Вапке.

 

Что удивило и зацепило жительницу Нидерландов в российской глубинке?

«Больше всего меня поразило то, что у всех этих людей есть очень чёткое понимание важности культуры в широком смысле. Они интересуются поэзией, кинематографией. Мы много беседовали на самые разные культурные темы, – говорит Вапке.

– Часто люди, работающие на земле, видятся горожанам простыми, занятыми лишь рутиной, далекими от культуры. Но это не так.

Ещё один удивительный для меня момент: в России люди многое могут научиться делать «по книжке». То есть они идут не на мастер-класс или обучающие курсы, а в библиотеку, где берут книгу и читают её, после чего шьют лоскутные одеяла или строят печи».

 

Ещё немного о творчестве Вапке Феенстра

В Роттердаме сейчас проходит выставка арт-объектов Вапке. Это история о том, как фермеры вынуждены покидать свои хозяйства из-за того, что города захватывают их территории.

У Вапке есть фотография семейной пары, недавно посетившей выставку: мужу и жене по 90 лет, в конце 70-х им пришлось уехать со своей фермы по причине расширения городского пространства. И такое происходит по всему миру.

Но основным своим творческим процессом Вапке считает социальную работу с людьми в сельской местности. Более 60 фермеров из самых разных стран стали участниками её проектов, а сама Вапке выступает между ними связующим звеном, передавая опыт и знания от одних к другим:

«В век урбанизации, когда все движутся в города, важно не терять связи с землёй, поддерживать и возрождать сельскую местность, культуру экологичной работы с почвой.

Как правило, фермеры, с которыми я работаю, семейные люди. Замечательно, когда такие знания передаются из поколения в поколение».

 

Мнения брестчан. Выдержки с дискуссии

О чувстве собственной ценности и самодостаточности:

«Ты живешь в своей деревне, считая всё вокруг слишком обыденным и малоинтересным. Для того, чтобы ты начал гордиться своими навыками, осознавать их ценность для других людей и получать удовольствие от своей ежедневной жизни, необходимо, чтобы приехала некая художница из Голландии?..»

О локальной идентичности:

«Привычная нам идентичность Бреста – в Брестской крепости. Но ведь её можно и расширить – например, выпекая в городе еврейские пряники по особому рецепту… Такие мелочи могут быть необычайно важными и притягательными в формировании локальной идентичности». 

 

А что в Беларуси?

В ближайшие несколько дней Вапке Феенстра собирается ездить по сельской местности вокруг Бреста и изучать возможности её использования и включения в международные проекты. Вапке готова рассмотреть все интересные предложения (обращайтесь с ними в Фонд развития Брестской крепости к Алине Деревянко).

С книгами о проектах Вапке можно ознакомиться в библиотеке пространства «Крылы Халопа» (ул. Халтурина, 2/1).

«Разница между Россией и Беларусью ощущается уже в аэропорту. Прилетаешь в Минск и чувствуешь, что люди здесь намного более расслаблены – нет такого стресса, как в Москве», – говорит художница.

Автор:
Листайте дальше, чтобы прочитать следующую новость