Настоящее биологическое оружие под слоем древесной коры, и даже название у него угрожающее — Thanasimus formicarius — муравьежук, или, как его ещё называют финские лесоводы, «короедный волк». Его сила — в гастрономических предпочтениях, а любимое лакомство — короед, пишет lesgazeta.by.
По словам специалистов, это идеальный энтомофаг, питающийся исключительно короедами и их личинками — под корой, в лесной подстилке, на ветках и стволе дерева. С помощью этого «волка» в нескольких странах пытались, и, что важно, небезуспешно, бороться с короедами.
В местах массовых поселений муравьежуков ранней весной с деревьев снимали кору с зимующими насекомыми, связывали в пачки и перевозили в очаги массового размножения короедов, где те успешно выполняли свою миссию.
Один из научных сотрудников Института леса поедет на стажировку во Всероссийский научно-исследовательский институт лесоводства и механизации лесного хозяйства, где уже работают в данном направлении.
Первый практический эксперимент российские учёные провели в 2014 году в Битцевском лесопарке. Тогда выращенных в лаборатории жуков выпустили на прикорневую часть деревьев. В результате это привело к уменьшению числа личинок типографа в 1,4 раза на опытном участке по сравнению с контрольным. В целом же при плотности 6 особей на один квадратный метр энтомофаги уничтожили от 40 до 62% короедов.
По словам учёных, применение энтомофагов как практическое мероприятие — последнее слово в лесной науке. В случае грамотного использования муравьежука против короедов экобаланс нарушить невозможно. Во-первых, речь должна идти о точечном запуске энтомофага. Во-вторых, существует прямая зависимость: хищник — жертва. Когда снизится количество жертв, уменьшится и число хищников, поясняют специалисты. Плюс ко всему в лесной подстилке энтомофаги станут частью рациона насекомоядных животных.
За всю жизнь один муравьежук способен истребить до 300 особей короеда (количество, способное уничтожить одно дерево). Жуки охотятся днём, на коре хвойных деревьев встречаются лишь случайно. Если их спугнуть, они падают в траву или перелетают на другое дерево, где опять принимаются проворно бегать в поисках жуков-короедов, а найдя, стремительно бросаются на жертву, хватают её передними ножками, отгрызают голову, а затем поедают и мягкие части тела жука. Если повезёт найти куколку под отстающей корой, то съедают и её, но проникнуть в ходы короедов, чтобы полакомиться их личинками, не могут — для этого жуки слишком большие.
Зато личинки муравьежука хорошо приспособлены к охоте на личинок короедов: ведут скрытный образ жизни — обитают под отстающей корой деревьев в ходах короедов или прогрызают под корой и в коре собственные тоннели. Кроме личинок, они едят яйца короедов, куколок и молодых, ещё не вышедших на поверхность жуков, реже яйца личинок других насекомых: смолевок, усачей, златок, слоников.
С марта по май перезимовавшая и подкрепившаяся короедами самка муравьежука откладывает яйца под чешуйки коры, всего около 20—30, и через неделю из них появляются очень волосатые личинки. Они сразу стремятся найти укрытие и проникают через трещины коры в ходы короедов. Сначала личинки муравьежука способны нападать только на мёртвых или ослабленных короедных личинок, взрослея, переходят на питание живыми.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Эпидемия короеда: помогут ли вырубки избавиться от вредителя?