23.03.2020 / 15:03

И почему, несмотря на это, активисты хотят и должны в них участвовать.

Раньше я был уверен в демократическом потенциале новых медиа

Facebook, Google Maps, Instagram и другие онлайн-сервисы объединяют городских активистов, превращаясь в инструмент изменений. Но одновременно эти полезные онлайн-пространства опасны для проектов, считает исследователь Константин Пономарёв из России.

Он является старшим преподавателем кафедры массовых коммуникаций отделения журналистики Новосибирского государственного университета. Также Константин Пономарёв исследует новые медиа в докторантуре Берлинского технического университета.

– Мы выросли в эпоху, когда любая технологическая инновация воспринимается позитивно, интернет и соцсети для нас всегда были благом.

Когда я начал заниматься этой темой, то гораздо больше был уверен в демократическом потенциале новых медиа.

Сейчас, после знакомства с литературой и немецкими коллегами, я понимаю: не всё так просто, – говорит Константин Пономарёв на Третьем круглом столе урбанистического форума «Умный город», который прошёл в марте.

Фото – nsu.ru
Фото – nsu.ru

 

Можно спорить с оппонентами, если найдёшь их

Почему всё не так просто? Объясним на примере.

Пользователи общаются и спорят в Facebook с оппонентами. Они спонтанно аргументируют и разбираются, что отвечает другая сторона. Это позволяет понять круг своих сторонников и соперников, но есть нюансы.

Социальная сеть настраивает ленту под интересы и потребности пользователя, объясняет исследователь на примере последних президентских выборов в США:

– Вдруг большое количество американских политиков и блогеров обнаружило, что если они голосуют за демократов – их френдлента состоит из демократов. За республиканцев – из республиканцев.

Так получилось, поскольку Facebook чаще давал им увидеть посты, похожие на те, которые пользователи уже лайкали раньше.

– Это как плохой официант. Допустим, вы пришли в ресторан и заказывает стейк, съедаете и говорить официанту, что очень понравилась. Приходите на следующий день – и официант кладёт вам два стейка. Ведь вам же понравилось!

 А через несколько месяцев, когда вы уже не можете войти в дверь, официант сочувствующий смотрит и думает: надо вас порадовать. И кладёт вам стейк! Искусственный интеллект соцсетей в этом плане действует точно так же, – говорит Константин Пономарёв.

 

Как информационный пузырь погубил пешеходную улицу

Спустимся на уровень ниже – к городским проектам. Неверно оценить потенциал идеи можно, попав в информационный пузырь, или filtered bubble. Это ещё одна характерная проблема соцсетей, которую описал автор книги «Катастрофа Фейсбука» Роджер Макнами («Waking Up to the Facebook Catastrophe»).

Константин рассказывает о ситуации с улицей Ленина в Новосибирске, которую пытаются сделать пешеходной на протяжении нескольких последних лет. Пока её обсуждали в соцсетях - казалось, что сторонников много. А когда вышли из своего информационного пузыря - оказалось, что противников тоже немало.

– Когда мы начинали этот проект, то были уверены, что граждане его поддержат. На это была одна простая причина: мы выкладывали все материалы для дискуссии в Facebook –  и туда приходили люди из наших френдлент, – говорит собеседник.

И вот проект реализовали в тестовом режиме. На тех же выходных полил дождь, причём такой, что два дня на улице никого не было.

 – Через какое-то время в медийном пространстве появились люди, которые не были сторонниками проекта. Они перехватили инициативу, – говорит Константин.

Начались обращения от граждан, тексты в СМИ и видео о том, насколько идея нефункциональна. Пешеходной улицы в Новосибирске сейчас нет, и если вы попытаетесь разобраться, как всё было – увидите в новостях множество текстов с прямо противоположными тезисами «за» и «против».

Как считает сейчас мэр города, проблема только в недостатке денег. Как уверен Константин Пономарёв, в ближайшее время пешеходной улицы ждать вообще не стоит.

Фото – vseon.com
Фото – vseon.com

 

Вы не прибыли на Альфу Центавра для общественного обсуждения

Facebook можно использовать для городского активизма или получения информации, но нельзя –  для продвижения легитимного городского решения, считает исследователь. Причина в том, что люди очень редко могут договориться в Facebook.

Как правило, любая дискуссия в социальной сети обостряет позиции и разводит людей в стороны, – говорит он.

Автор сравнивает коммуникацию с тем, что происходит на футбольных трибунах: фанаты сидят группами по разные стороны полю и кричат друг другу. Первая кричалка не очень обидная, но фанатам хочется утереть нос. Они кричат в ответ что-то менее приятное, и оппоненты на трибунах не уступают.

Во время обсуждения в Facebook проекта пешеходной улицы происходило то же: одни крикнули, что улица нужна, другие – что и так негде вместить автомобиль, не говоря уже о проезде скорой помощи.

Исследователь считает, что онлайн нелегитимен без офлайна и наоборот. Аналогия есть в книге «Автостопом по галактике». По сюжету, житель планеты Земля узнаёт, что его планета скоро будет уничтожена – идёт под снос для прокладки космической трассы.

Но почему он слышит об этом первый раз? Почему никто не отменил это решение? Потому что люди не пришли на обсуждение, которое длилось 50 лет на Альфе Центавра. И то, что земляне не знали о нём – только их проблема.

 

Как Facebook подменяет реальность

– Facebook и Google подменяют онлайн-присутствием настоящую реальность, и создаётся эффект того, что именно онлайн является настоящим общественно-политическим полем, – говорит Константин.

В какой степени это так – зависит от политической системы, города и сложившихся там традиций. Роль Facebook в некоторых политических системах очень велика: в России города показывают удивительную чувствительность к дебатам в соцсети, говорит исследователь.

С публичным человеком также иногда проще связаться через смартфон, чем через коллег или приёмную.

– Если у депутата есть профиль в Facebook, и вы его тегнули во время заседания, то он получает уведомление. Я как журналист присутствовал на сотнях городские заседаний и скажу вам: когда у депутата жужжит телефон, ему неважно, какой вопрос обсуждается. Он смотрит, что там жужжит, и это обычная реакция любого человека, – говорит Константин Пономарёв.

Для кого-то соцсеть является основным инструментом коммуникации: например, в Новосибирске несколько лет назад появился человек, которого можно назвать Facebook-депутатом.

– Это Наталья Пинус – женщина из Академгородка, которая постоянно делает видеотрансляции заседаний, объясняет свою позицию и так далее, – говорит Константин.

Уже в прошлом сентябре она была кандидатом в мэры, проводя практически всю предвыборную кампанию в Facebook.

 

Эксклюзивная социальная сеть с универсальным влиянием

Получается, что если у тебя есть смартфон, то ты включён дискуссию. А если пожилой человек с кнопочным телефоном – нет?

– Ваша бабушка не участвует в той части дискуссии, которая идёт в Facebook.

Точно так же она не принимает участие в дискуссии, если не пришла на приём в мэрию или на общественное обсуждение.

Да, Facebook эксклюзивная социальная сеть, которая исключает людей, не имеющих доступа к интернету или не использующих социальные сети. Именно поэтому его очень не любят в Германии, – объясняет Константин Пономарёв.

Там говорят: в соцсети не надо размещать объявление, потому что уже развесили по городу и поговорили с заинтересованными сообществами. Причина в том, что Facebook может только испортить качество приглашённый аудитории.

– Но в современном мире я бы не стал полностью убирать его из поля зрения. Там могут развиваться процессы, ведущие к значительным последствиям, – говорит Константин.

Ключевые слова – Шри-Ланка, Бирма, Мьянма, где через Facebook распространялись призывы к насилию над меньшинствами.

– И  Facebook до сих пор не отбился от обвинений. [Но соцсеть не отреагировала на призывы к насилию], ведь там нет редакции, которая говорит на языках стран, где работает сервис. Если на контент никто не пожаловался – его не удалят, и даже могут вам предложить в рекомендациях к прочтению.

При этом так или иначе нам придётся пользоваться онлайн-инструментами. Facebook – площадка, на которой обсуждают и готовят решения, – подытоживает исследователь.

Автор:
Фотограф:
Pixabay.com
Листайте дальше, чтобы прочитать следующую новость