Петля — это незаконное орудие охоты, изготовленное из металлического троса, проволоки или верёвки. Принцип действия основан на удушении попавшего в неё животного. Жертвами петельщиков становятся зайцы, косули, дикие кабаны и даже лоси. Нередко в петлях находят домашних животных — собак и кошек. Попадая в петлю, зверь инстинктивно двигается вперёд, затягивая её, и мучительно погибает.
Как отмечают в Госинспекции, с 2004 по 2016 год госинспекторы изъяли 11 400 прочих орудий охоты, большая часть из которых — петли. К сожалению, установить личность нарушителей в таких случаях весьма непросто. Ведь обнаруженные петли приходится демонтировать, чтобы предотварить очередную смерть.
Изобличить петельщика — трудная и кропотливая работа. Проверяя свои страшные орудия, браконьер передвигается налегке, не имея при себе никаких предметов, указывающих на его причастность к незаконной охоте. Взять его с поличным можно «на петле», то есть в момент установки либо снятия незаконного орудия, при перемещении добытого животного или при других определённых обстоятельствах.
В феврале 2015 года госинспекторы задержали двух браконьеров-петельщиков, добывавших лосей в Березинском биосферном заповеднике. Выдала нелегалов торговля мясом дичи. В доме одного из них обнаружили около 100 кг мяса лося, а прямо за его домом в лесу — 35 установленных металлических петель. В отношении одного браконьера уже вынесен приговор: лишение свободы на 1 год и 6 месяцев с взысканием вреда и штрафа на сумму около 400 миллионов рублей.
Инспекторы отмечают постепенное снижение изымаемых петель. Административная и уголовная ответственность за незаконное перемещение (транспортировку) или разделку диких животных, в том числе погибших, или их частей уже не позволяют уйти от ответа петельщику, находящемуся в угодьях с продукцией незаконной охоты, даже когда сам факт охоты (при отсутствии орудий) доказать невозможно.
За январь-февраль 2016 года количество изъятых прочих орудий охоты по сравнению с аналогичным периодом 2015 года снизилось на 76% (в 2015 году — 520 единиц, в 2016-м — 123 единицы).
В Госинспекции уверены: проблему можно было бы свести к минимуму, активизировав работу егерской службы арендаторов охотничьих угодий. Деятельность егерей и охотоведов должна быть направлена не только на проведение охот, возведение необходимой инфраструктуры (вышек, стрелковых линий и др.), осуществление биотехнических мероприятий, но и на выявление и пресечение нарушений подобного характера.