Каждую неделю гродненские волонтёры фиксируют как минимум один случай жестокого обращения с животными: сбитые и оставленные на дороге дворняжки, кошки с отрубленными хвостами, окровавленные и ослепленные коты и собаки. Точная статистика молчит: найти виновных, ровно как и доказать их причастность в суде сложно.
Несмотря на уголовную ответственность, за жестокое обращение с животными в Беларуси привлекают мало: только в нескольких случаях хозяева были лишь оштрафованы. Недавний случай с котёнком — капля в море. От рук живодёров страдают как бездомные животные, так и домашние, которых сознательно взяли из приюта.
Резвого щенка семья забрала домой, обещав ухаживать и выгуливать. А через время прохожий нашел собаку в Румлевском парке. Рядом с собакой — привязанный на ветке поводок с ошейником. Щенок прятался в вырытой рядом норке. Доказательств, что собаку пытались повестить нет, но волонтеров беспокоили странные атрибуты в парке. Хозяева лишь разводили руками: потерялся, сбежал. Хотя по договорам, по которым передают животное из приюта, в случаях пропажи хозяева должны немедленно обратиться в организацию.
Школьницы надевали на Рекса ползунки, а затем избили
Жестокие игры с животными во дворах устраивают дети: слепых котят растаскивают как игрушки, спускают с горок, кидают камни в голубей и дворняжек. Практически во всех случаях рядом стоят родители, изредка снисходительно одёргивая детей. Недавний случай в Новогрудке: взрослые умилялись, в то время как десятилетние девочки насильно, выворачивая лапы собаке, надевали на крупного Рекса детские ползунки. Собака терпела, но вскоре ей стало невыносимо больно и она попыталась вырваться. Реакция школьниц была недетской: привязав собаку к дереву, они начали избивать несчастное животное. Истязания прекратились, только когда вмешалась прохожая. Рекса отвезили в ветклинику.
Ещё один случай, но уже в Гродно. Райта нашли на козырьке многоэтажки на улице Южной: истощённый пёс не мог подняться — ноги разъезжались в разные стороны. Позже прояснилась ситуация: местные дети гонялись за псом и бросали в него камни. Испуганная собака забежала в открытые двери ближайшего подъезда, увидела отрытое окно и выпрыгнула. Родители детей лишь тихо заметили: «они же играли».
Почему не привлекают к суду?
Доказать вину хозяева или случайного прохожего — непростая задача. На собаках не остаётся гематом или синяков, а говорить животное не умеет. До суда доходили лишь конщуственные истории. В 2012 году всех потряс беспрецедентный случай в Минске: хозяин отрезал охотничьим ножом голову доберману. На тот момент уголовное наказание за жестокое обращение отсутствовало. Убийца получил арест на 15 суток. Виновного привлекли по ст. 15.45 Кодекса об административных правонарушениях (предполагался штраф от 10 до 30 базовых величин или административный арест).
В начале 2015 года у зоозащитников появилась надежда. Уголовный кодекс РБ был дополнен статьей 339–1 — жестокое обращение, которое привело к гибели или увечью животного, наказывается общественными работами, или штрафом, или исправительными работами на срок до одного года, или арестом. К слову, Беларусь стала одной из последних стран в Европе, которая ввела уголовную ответственность за живодёрства.
На практике доказать реальную вину зооагрессора непросто — должны быть свидетели, видеодоказательства происходящего, медицинские справки о нанесенных увечьях, и самое печальное, констатирована гибель или серьёзные увечья животного. Систематические побои в эту категорию не входят.
Серьёзным прецедентом для судебной практики волонтёры считают прошлогодний случай в Гродно с собакой Лори. За полгода семья довела резвого пса из приюта до истощения и букета всевозможных болезней. Зоозащитники уверены: таких «Лори» по всей стране немало, но лишь этот случай дошёл до суда (в практике первый в Гродно и второй в стране). Суд признал бывшую хозяйку виновной по статье 15.45 КоАП — она получила штраф в размере 20 базовых единиц.
— Так совпало, что волонтёры сразу быстро и чётко среагировали: неожиданно приехали к хозяевам, забрали истощённую собаку, отвезли в ветеринарную клинику и получили полное медицинское заключение. На этапе сбора документов мы не требовали компенсации за проведённое лечение, а ждали, что этот случай заставит людей задуматься, что любое бездумное отношение к животному наказуемо, — подчёркивает председатель ГООЗЖ «Преданное сердце» Елена Шиманица.
Но вопросы с необходимостью усилить наказание за жесткое обращение с животными остались.
По-прежнему ст. 339–1 УК РБ не работает на практике: нет чёткого раскрытия понятия «жестокое обращение с животными», нежелание хозяев и случайных свидетелей обращаться в суд, отсутствие правого регулирования вопросов с бездомными животными.
— Распространённый случай: собаку пристрелил сосед по даче. Знакомые ему говорят: вызывай милицию. А он опасается разборок и ничего не предпринимает. Или люди видят, что у соседа голодная собака на 15-сантиметровой цепи. Мы можем лишь попросить у хозяина отдать нам собаку и пристроить в добрые руки. Прав изъять животное у нас, как у общественной организации, нет.
Серьёзный прецедент для пересмотрения законодательной базы в отношениях животных уже есть в соседней России. В октябре прошлого года мир потрясла история о хабаровских живодёрках: две студентки брали из приютов животных, издевались над ними, убивали, а фотографии трупов размещали на страницах социальных сетей. История настолько взволновала общественность, что по стране прокатились акции с призывом отправить мучительниц за решётку. В марте этого года стало известно, что живодёрки останутся в СИЗО до августа. Судебные разбирательства продолжаются. Девушкам грозит многолетний тюремный срок.
Серийный убийца или беспомощная личность?
Маниакальное желание причинить животному боль уже давно рассматривается психиатрами. К примеру, ведущий специалист по проблеме серийных убийств и социальной агрессии Александр Бухановский (человек, поймавший Чикатило) обнаружил в своих исследованиях, что более 60% будущих серийных убийц в детстве специфически жестоко играли с животными.
Напротив, психологи тщательно разграничивают возраст, среду и мотивы зооагрессора. Василий Пронь, директор тренингового центра «Квадратный апельсин»:
— Анализируя причины зооагрессии, важно учитывать возраст человека. Если говорить о детях младшего возраста, то они в первую очередь исследуют этот мир и не понимают, что собака или кошка — это живое существо. Жестокие игры с животными, манипуляции с ними — формы исследования окружающей среды.
Дети постарше уже осознают, что могут причинять боль животному, но агрессия у них может объясняться как способ выражать своё сопротивление и несогласие в связи с чем-то: например, родительскими запретами, системой воспитания в школе и т. д. В силу возраста они не умеют этому сопротивляться, копить энергию, поэтому вымещают злость на более слабых. Здесь вопрос не в воспитании, а в подавленном состоянии ребенка. Или родители проявляют безразличие, поэтому дети всеми силами пытаются привлечь к себе внимание.
В третьем случае может наблюдаться, когда и социальное окружение нормальное, и родители адекватные — агрессивное по отношению к животным поведение может объясняться патологическими отклонениями.
Если говорить про взрослого человека, то причины могут быть аналогичными: ощущение ущемленности на работе, в личной жизни, неудачи, кризисы возраста. Кто-то сливает негатив в спорт, кто-то компенсирует это состояние агрессией.
Есть косвенная связь между поведением человека и теми проблемами, которые происходят в обществе: проблемы в экономике, политике, культурной среде. Это проявляется на уровне подавленной агрессии: люди чувствуют себя беспомощными и сопротивляются, используя слабых. Влиять на поведение зооасгрессоора могут установки и среда, которые существуют в данном обществе. К примеру, в начале этого года в Махачкале после сообщений о гибели 9-летней девочки, которую предположительно загрызли собаки, начался бесконтрольный отстрел бродячих собак, сразу после охоты на собак в интернете стали появляться любительские видеоролики убийств.
В связи с различными причинами — возможны и различные способы работы с зооагрессий: в каких-то случаях необходима просветительская и информационная деятельность, в каких-то работа с лоббированием принятия законов, устанавливающих допустимые правила поведения с животными, в каких-то работа психолога, психотерапевта, а в некоторых, возможно, и психиатра.
Что делать, если вы стали свидетелем жестокого обращения с животным?
1. Вызвать милицию
2. Сфотографировать место, преступника, сделать обзорную фотографию, чтобы место можно было идентифицировать. По возможности сделать аудиозапись
3. Запомнить детали и внешность преступника, если есть свидетели — собрать о них сведения
4. Если животному нужна экстренная помощь, отвезти в ветклинику. Сохранить чек. Средства за лечение будут собраны волонтёрами и возвращены
5.Подать заявление о жестком обращении в милицию. Обратиться в «Преданное сердце» — vk.com/predannoeserdce.