Вчера
Михаил активно работал в 1990-е годы, был и остается частью Минской школы фотографии, ярко проявившей себя при поддержке известных студий Валерия Лабко. Он относится к тем фотографам, которые неоднократно высказывались публично, в частности, по поводу задач и философии творчества.
Мне же показалось не менее интересным объяснение Михаилом его творческой паузы, что воспринималось тогда как разочарование в арт-фотографии. Было продекларировано буквально следующее: «Мне казалось, что с помощью фотографии можно увидеть то, чего не видно глазом, что есть за гранью очевидного. Но этого не произошло, а всё остальное мне кажется повторением пройденного. И это не интересно».
Сегодня
Михаил так и остался бы авторитетным, но скептически настроенным критиком, если бы не возвращение 2015 года в арт-среду с «МСтруктурами». В очередной раз частный, а точнее, экологический посыл спас художника от затянувшегося молчания и уныния. «МСтруктуры» — это природные ритмы, формы и фактуры. Найдены они у воды, дерева, песка, камня, льда, травы. Понадобилось несколько лет, чтобы вернулся интерес к фотографическому инструменту для проявления в биологических структурах идеи взаимосвязанности и первозданности жизни.
Если считать фотографию способом познания мира, в первую очередь отмечаем очевидность естественно-научного подхода в «МСтруктурах». Затем — попытку вывести своего рода визуальную универсальность, единое решение природы для множественности различных проявлений. При беглом взгляде «М» в названии серии означает «мета», «мега» или «мини», «макро» либо «микро», но зритель, конечно, свободен в выборе интерпретаций. И опять продолжается поиск невидимого и предначертанного, что стоит за живым природным ритмом.
«МСтруктуры» были представлены в фотоклубе «Минск» сначала в закрытом от широкой публики показе. Но затем серия экспонировалась ещё некоторое время — так, чтобы коллеги могли увидеть возвращение Михаила Гаруса в арт-фотографию.
Завтра
Несколько пожеланий прозвучали в ходе обсуждения серии, отчасти принятые автором во внимание. В основном, они сводились к тому, чтобы представить «МСтруктуры» в большем масштабе, на большей выставочной площадке. Экспозиционные возможности и поддержка куратора помогут раскрыть весь потенциал серии, сделать её ещё более эффектной. Аналога этому циклу в беларусской фотографии я не знаю.
Справка:
Гарус Михаил Юрьевич родился 8 мая 1962 года, живёт и работает в Минске. Закончил Минский радиотехнический институт. Занимается фотографией и веб-дизайном. Автор и участник многих персональных и коллективных выставок. Член Союза «Фотоискусство» и Беларусского союза дизайнеров.