Как оказалось, несколько существенных факторов ставят почти непреодолимые препоны на пути развития органического сельского хозяйства в Беларуси.
Во-первых, это гринвошинг, который буйным цветом разрастается и у нас в стране. Полки с фальшивыми «эко» и «био» продуктами можно встретить в большинстве магазинов.
Гринвошинг – экологичное позиционирование компании или товара/услуги без достаточных для этого оснований. Термин «гринвошинг» возник из комбинации английских слов green (зеленый, экологичный) и whitewashing (отбеливание репутации), т.е. буквально – «зеленое отмывание». Подробнее здесь.
А между тем для того, чтобы настоящий органический продукт получил право официально так называться, фермеру нужно потратить много сил. Только сертификация занимает около 3 лет и требует в дальнейшем периодического подтверждения. Ложная же маркировка продуктов не требует столько усилий, а покупатель легко путается в обманчивых надписях на упаковках и хитрых маркетинговых ходах.
— На сегодня нам сложно доказать покупателям, что наша продукция органическая, потому что на полках есть продукты с приставками «био», «эко». Такие продукты люди воспринимают как чистые. Эта продукция дискредитирует органического фермера, — пояснил порталу Ecoidea.by глава фермерского хозяйства «Вермиэкопродукт» Игорь Хващевский. — Когда человек начинает интересоваться и узнает, что это обычная сметана, обычный кефир, продукты произведены по таким же технологиям, что их соседи по полке, не имеющие волшебной приставки, у покупателей наступает разочарование. Кто же теперь поверит, что продукты органических фермеров не такая же подделка?
Во-вторых, у нас нет закона об органическом сельском хозяйстве, который бы не только определял правомерность употребления на упаковках маркировки экологичности продукта, тем самым защищая права и покупателей, и настоящих органических производителей, но и в целом регулировал производство и обращение органической сельскохозяйственной продукции. Концепция такого закона уже представлена для рассмотрения в Совет Министров. Ожидается, что он будет рассмотрен в 2016–2017 годах. Концепция разрабатывалась на основе аналогичных европейских законов, чтобы сравнять требования к органической продукции с европейскими стандартами.
В-третьих, настоящие органические продукты недешевы, а производство их низкорентабельно. Это закономерно для такого производства в любой стране, но покупателю психологически сложно это принять. А между тем при переходе фермерского хозяйства на органическое производство, по крайней мере, в первые годы, снижение урожайности и повышение затрат неизбежно. При отсутствии финансовой поддержки осуществить это очень сложно.
В-четвертых, нет организации, защищающей интересы органических фермеров. Своеобразный фермерский профсоюз, который профессионально представлял бы их интересы перед властью и населением, необходим, поскольку невозможно заниматься сразу двумя делами – и выращиванием продукции, и активно общаться с органами власти и общественностью.