25.07.2020 / 14:07

И пытаемся понять, зачем?

Изначально первый блок Островецкой АЭС планировали запускать в 2018 году, а второй – в 2020. Не так давно было заявлено, что запуск первого энергоблока случится до 9 августа 2020 года, и работы завершены на 98%. Промышленный же запуск станции назначен на 2021 год.

«По всем технологическим системам завершаются пусконаладочные работы, необходимые для начала физического пуска первого энергоблока. В рамках этого этапа в реактор постепенно загрузят 163 тепловыделяющие сборки с ядерным топливом с последующим набором мощности реакторной установки, - рассказал в интервью SB.by министр энергетики Виктор Каранкевич. - После этого начнется энергетический пуск энергоблока: будут выработаны и переданы в энергосистему страны первые киловатт-часы с атомной электростанции. За этим последуют опытно-промышленная эксплуатация с постепенным выходом на проектную мощность и комплексное апробирование первого энергоблока на номинальной мощности. Полностью в промышленную эксплуатацию его планируется ввести в первом квартале 2021 года».

Когда именно настанет День Х — будет запущена ядерная реакция — не уточняется, Но от принятия решения о строительстве до фактической реализации проекта прошло более десяти лет. Всё это время власти убеждали нас в том, что АЭС стране нужна, как воздух, а антиядерные активистки и активисты пытались добиться того, чтобы строительство прекратили, а от самой идеи иметь беларусскую АЭС отказались как от нерациональной.

В этом тексте мы собрали для вас много данных о том, как строилась Островецкая атомная электростанция, и как эта стройка вписывается в беларусскую реальность. Кто с кем вёл переговоры, кого задерживали за противостояние «политике партии», как АЭС влияла на ВУЗы, почему пришлось заменить корпус реактора и чего стоит ожидать от тарифов на электричество.

 belchemoil.by
belchemoil.by

 

О документах

Всё началось 12 ноября 2007 года. В этот день выходит указ президента Республики Беларусь №565 «О некоторых мерах по строительству атомной электростанции». В Минэнерго создают Дирекцию строительства атомной электростанции, в МЧС – Департамент по ядерной и радиационной безопасности.

5 января 2008 года проходит очередное заседание Совета Безопасности. Именно здесь принимается окончательное политическое решение строить беларусскую атомную электростанцию. Для проекта надо искать деньги, подрядчиков, площадку, начинать готовить кадры.

В ответ на подготовку к строительству АЭС группа беларусских учёных принимает решение создать движение “За безъядерную Беларусь”. По словам кандидата технических наук, директора института гуманитарных и экологических технологий Международной академии информационных технологий Егора Федюшкина, «затея со строительством на территории Беларуси атомной станции чревата множеством бед и тяжелейших испытаний, которые готовы возложить на плечи народа власти страны. Мы ни при каких условиях не согласимся, что строить АЭС в Беларуси целесообразно».

Изначально специалисты выбирают место для строительства АЭС между 12 площадками, и со временем список сужается до трёх: одной в Гродненской области (там в результате и построят станцию) и двумя – в Могилёвской. По словам замминистра энергетики Михаила Михадюка, Островец выбирают из соображений безопасности, потому что в районе площадок в Могилёвской области были обнаружены карстовые пустоты.

«Сегодня у мирового сообщества нет четких методик, как предотвратить возможные последствия строительства АЭС на таких участках и какие нужны инженерные решения, чтобы не случилось потом проблем. Ожидаемая нагрузка станции на грунт будет чувствоваться на глубине 75 м, а на тех площадках карстовые породы находятся уже на глубине 35 м, они обводненные».

Именно Островецкую рекомендуют выбрать и специалисты из института имени Веденеева в России и «Киеватомпроект» в Украине.

В 2010 году ОО «Экодом» организовывает общественную экологическую экспертизу проекта строительства Островецкой АЭС. Экспертная комиссия приходит к выводу о неприемлемости реализации проекта по экономическим, техническим, экологическим, юридическим и другим причинам.

В январе 2011 года хозяйственный суд Гродненской области отказывает удовлетворять иск общественного объединения «Экодом», которое требовало обязать Дирекцию строительства атомной станции предоставить документы по ОВОС будущей АЭС. Юрист Сергей Магонов называет это решение противозаконным, так как оно нарушает положения Орхусской конвенции и закон об охране окружающей среды Беларуси.

В марте 2011 года правительства Беларуси и России подписывают соглашение о сотрудничестве в строительстве беларусской АЭС. Подрядчиком становится российское ЗАО «Атомстройэкспорт».

В июле 2012 года утверждается и подписывается генеральный контракт на строительство АЭС в Беларуси. Согласно этому контракту, первый блок будет введён в промышленную эксплуатацию в ноябре 2018 года, второй – в июле 2020.

2 ноября 2013 года Александр Лукашенко подписывает указ №499 «О сооружении Белорусской атомной электростанции».

Подробную хронологию строительства АЭС можно увидеть здесь (начало) и здесь (продолжение).

 

О людях

В ноябре 2016 года выходит бюллетень Счётной палаты Российской Федерации. Оказывается, генеральный подрядчик не соблюдает график строительства, и главная причина этой проблемы – «нехватка рабочих и  специалистов в количестве около 800 человек». Из-за финансовых проблем у подрядчиков зарплата на строительстве АЭС падает в среднем  два раза, и люди начинают попросту отказываться работать дальше.

В августе 2019 года несколько десятков наёмных рабочих-монтажников вышли на главную площадь Островца. Мужчины требовали, чтобы им выплатили зарплату за два месяца.

«Нас здесь таких около 90 человек, – рассказывает один из протестующих, Александр Лычев. - Сюда к памятнику Ленину сейчас пришло 50 человек, это самые отчаянные. Вы поймите: у нас денег совсем нет, я даже за телефон не могу заплатить».

Россияне не предъявляют претензии беларусским властям, - они недовольны только собственным работодателем. Но при этом говорят, что если им наконец не заплатят, то они «расскажут всю правду» о том, с какими нарушениями строится атомная электростанция.

 svaboda.org
svaboda.org

В 2008 году в беларусских университетах появляются четыре специальности, связанные с ядерной энергетикой: «Строительство тепловых и атомных электростанций», «Паротурбинные установки атомных электрических станций», «Физика ядерных реакторов и атомные энергетические установки», «Ядерная и радиационная безопасность».

Кстати, проходной балл на специальность «Строительство тепловых и атомных электростанций» никогда не поднимался выше 246 (минимум – 152 балла). На специальности «Паротурбинные установки атомных электрических станций» ситуация кардинально не отличается - проходной балл в разные годы был от 157 до 265. «Физика ядерных реакторов и атомные энергетические установки» – от «нет конкурса» до 296 баллов, «Ядерная и радиационная безопасность» – от 99 до 244 баллов.

 minenergo.gov.by
minenergo.gov.by

В 2016 году заместитель главного инженера по подготовке персонала Беларусской АЭС Владимир Горин заявляет, что всего на станции будут работать около 2 300 человек, из них около 70 – это иностранные специалисты, у которых уже есть опыт работы на таких объектах.

В июле 2020 года становится известно, что непосредственной эксплуатацией станции будут заниматься 600 российских специалистов. Также директор департамента по ядерной энергетике Минэнерго Республики Беларусь Василий Полюхович говорит, что «порядка 400 человек было принято молодых специалистов на атомную станцию».

 zviazda.by
zviazda.by

В июле 2012 года координаторка беларусской антиядерной кампании Татьяна Новикова и российский физик-ядерщик Андрей Ожаровский хотят отвезти в посольство РФ в Минске петицию против строительства АЭС в Островце. Их задерживают.

После этого Ирина Сухий собирается сама отвезти петицию, но её вместе с координатором мониторинговой группы Центра правовой трансформации Михаилом Мацкевичем похищают прямо на выходе из офиса люди в штатском.

Всех их судят за мелкое хулиганство. Ожаровскому дают 10 суток и депортируют из Беларуси, Мацкевича отправляют в изолятор на трое суток, Новикову – на пять, Сухий дают штраф.

 socportal.info
socportal.info

 

О деньгах

В 2009 году премьер-министр РФ Владимир Путин заявляет, что Россия «рассматривает готовность оказания государственной финансовой поддержки» в отношении предложения о предоставлении в 2010-2018 годах государственного кредита Беларуси для строительства АЭС. Так, 10 миллиардов долларов США (90% для троительства) даёт Россия, ещё 10% должна добавить Беларусь. Кредитная линия открыта до 2035 года.

Изначальные договорённости такие: погашать кредит надо начинать через полгода после ввода АЭС в эксплуатацию, но не позже 1 апреля 2021 года. Каждые полгода Беларусь должна вносить платежи по кредиту (равные доли).

Экономическая обозревательница газеты «Белорусы и рынок» Татьяна Маненок отмечает, что, хоть платежи по процентам за кредит на АЭС «довольно щадящие», остаётся вопрос, насколько болезненными для беларусской казны будут эти выплаты: «Учитывая тенденции последних лет и стремительный рост госдолга, через несколько лет подобные выплаты могут оказаться весьма критичными для отечественной экономики. Если Беларусь выберет весь кредит под строительство АЭС (до 10 млрд. USD) по ставке 5%, то ей после 2021 года придется погашать в течение 15 лет примерно по 1 млрд. USD в год. Естественно, что это будут не единственные выплаты по госдолгу».

В 2019 году Беларусь просит Россию одновременно увеличить срок кредита на 10 лет и уменьшить процентную ставку. Лукашенко предлагает следующее: «Вы сорвали сроки, значит, давайте договоримся, что процент по кредиту сократим до того уровня, как вы строите в Венгрии, во Вьетнаме (где-то около 3%). Мы не будем вводить санкции, и это как раз то на то и придется. И кредит, коль вы сроки сорвали, мы начнем выплачивать не через два года, а через пять».

Замминистра финансов РФ Сергей Строчак в ответ на просьбу заявляет, что «одновременно удлинить период использования средств кредита и уменьшить процентную ставку не соответствует финансовой теории».

И всё-таки в июле 2020 беларусским властям удаётся добиться своего. Минфин сообщает, что «протоколом предусмотрено увеличение по сравнению с действующими условиями на два года периода доступности кредита, льготного периода и, соответственно, срока кредита. Это позволит воспользоваться средствами кредита на строительство атомной электростанции вплоть до ввода ее в эксплуатацию в 2022 году». Помимо этого, процентная ставка по кредиту снижается до 3,3% годовых, а вместо плавающей она становится фиксированной.

Руководитель аналитического центра «Стратегия», экономист Ярослав Романчук убеждён, что руководство страны не понимает, как встраивать АЭС в нашу энергетическую систему и чем закончится вся эта история, если спроса на электроэнергию на внешних рынках практически нет.

«В такой ситуации нужно максимально затянуть время и выторговать лучшие условия. Увеличение срока выплат по кредиту позволит сократить ежегодные платежи на 30-40%. Это выгодно в условиях высокой закредитованности Беларуси. У Минска просто нет другого выхода. Власти же не могут перекредитоваться в другой организации, переключиться на другие технологии. Они пытаются сделать все, чтобы Россия пошла навстречу», - говорит эксперт.

 sputnik.by
sputnik.by

Российский физик-атомщик Андрей Ожаровский, опираясь на опыт российских АЭС, пришёл к выводу, что атомная энергетика, как правило, не окупается. Мол, построенные во времена СССР атомные станции купились исключительно за счёт развала Союза. А от новых АЭС никакой экономической выгоды ждать не стоит. И дело не только в кредите.

Помимо десятимиллиардного кредита, который нам придётся отдавать России, надо учитывать расходы на обращение с радиоактивными отходами, и на это может пойти 2-3 миллиарда долларов. А максимум через 40 лет (такой срок проектной мощности Островецкой АЭС) придётся оплачивать вывод станции из эксплуатации. И эти суммы будут сопоставимы со стоимостью нынешнего строительства. Также придётся потратиться на покупку ядерного топлива.

«Эта станция не приносит Беларуси никакой выгоды, только кучу проблем. Пока все прогрессивное человечество переходит на возобновляемые источники энергии, Беларусь себя зачем-то привязывает к технологиям прошлого века»,говорит Ирина Сухий, член совета ОО «Экодом». 

В 2018 году вице-премьер Владимир Семашко заявляет, что после ввода АЭС в эксплуатацию себестоимость электроэнергии снизится, но тарифы для населения продолжат расти. По словам чиновника, это будет делаться для того, чтобы разгрузить так называемый реальный сектор экономики.

А в 2019 году директор департамента по ядерной энергетике Минэнерго Василий Полюхович говорит, что в новые тарифы на электроэнергию будут включены расходы на вывод АЭС из эксплуатации: «Согласно нашему законодательству, создаются фонды снятия с эксплуатации и другие фонды – страховые, по обращению с топливом и т.п. То есть все, что положено в рамках работы АЭС и ее вывода из эксплуатации».

Гендиректор Островецкой АЭС Михаил Филимонов говорит, что новые тарифы будут известны после того, как закончатся строительно-монтажные и пусконаладочные работы и будут подсчитаны все затраты: «Нужно достроить станцию, мы будем знать нашу составляющую капитальных вложений – они распределяются в виде амортизации по годам. Все это будет известно, но позже».

 

Об авариях

25 июля 2016 года активист-антиядерщик Николай Уласевич пишет в Facebook, что десятого июля корпус реактора упал на землю, когда его предварительно устанавливали в реакторное отделение АЭС. По словам активиста, этот факт ему подтвердили не менее 10 источников, независимых друг от друга. Корпус реактора упал с высоты 2-4 метра.

Генподрядчик опровергает это заявление, а в Минэнерго Беларуси сначала не комментируют ситуацию, а потом всё-таки подтверждают, что на стройке произошёл инцидент.

Так хронологию событий описывает tut.by:

10 июля

На стройплощадке БелАЭС что-то произошло.

25 июля

Координатор кампании «Островецкая атомная — это преступление!» написал в Facebook, что во время пробной установки корпус реактора рухнул на землю с высоты 2−4 метров.

26 июля

Российский генподрядчик строительства АЭС «Атомстройэкспорт» опроверг слухи о ЧП, которое повредило корпус реактора. Компания заявила, что технических препятствий для установки корпуса нет.

Президент Литвы прокомментировала слухи о падении корпуса реактора, заявив, что «Беларусь уходит от ответов на вопросы о безопасности, не желает пустить наблюдателей».

Минэнерго Беларуси заявило, что «при перемещении корпуса в горизонтальной плоскости» произошла «нештатная ситуация». Заказчик строительства «Белорусская АЭС» затребовал у генподрядчика документы и сведения о случившемся.

28 июля

Литовское правительство вручило белорусскому дипломату ноту в связи с нештатной ситуацией. С начала года это уже третья нота от Литвы по поводу БелАЭС.

1 августа

Топ-менеджер «Росатома» заявил, что в ночь на 10 июля во время перемещения корпус реактора для БелАЭС проскользнул по стропам и соприкоснулся с землей. Это произошло из-за того, что строители нарушили инструкцию по строповке грузов. По данным «Росатома», нештатная ситуация не повредила корпус, но корпорация выразила готовность заменить его, если Беларусь этого потребует.

Замминистра энергетики Беларуси сообщил, что генподрядчик исследовал состояние корпуса реактора и передал результаты для изучения белорусским специалистам. Монтаж конструкции приостановлен.

Корпус реактора действительно решают заменить, но новый при транспортировке задевает опору контактной сети железной дороги. Из официального сообщения отдела информации и общественных связей БелАЭС следует, что корпус не был повреждён: касание было незначительным и в негабаритном месте.

 

 news.tut.by
news.tut.by

Приключения корпусов реактора – не единственные «инциденты» на этой стройке.

В мае 2016 года появляются снимки какого-то обрушения бетона, и сначала начальник отдела информации и общественных связей АЭС Эдуард Свирид называет это «полной чушью», а через несколько дней в Минэнерго признают, что при укладке бетона одного из перекрытий бытовых и подсобных помещений частично повредилась опалубка.

В августе того же года всё тот же активист Николай Уласевич сообщает, что тремя дним ранее на одного из рабочих на строительной площадке упал кислородный баллон, из-за чего погиб мужчина. Информацию подтверждают официально в тот же день, когда активист делает её публичной.

 

О будущем

Нас, беларусок и беларусов, часто обвиняют в радиофобии. Мол, после аварии на Чернобыльской АЭС наши суждения о ядерной энергетике основаны только на эмоциях, и мы не можем мыслить здраво.

Но критика Островецкой станции основана не только на страхе перед возможной будущей аварией, государственным замалчиванием и вытекающей из этого катастрофы. Есть и вполне безэмоциональные вопросы.

Что мы будем делать с вырабатываемой электроэнергией? Кто будет у нас её покупать? За какие средства мы будем выводить станцию из строя через сорок лет?

Впрочем, и вопросы, связанные с безопасностью, имеют полное право на существование. Антиядерщиков обвиняют в истериках и неадекватности просто потому, что они требуют чётких вопросов на ответы про риски, связанные с АЭС. Напомним, что о падении корпуса реактора широкой общественности стало известно только через две недели после аварии и только благодаря «сливу» информации активисту.

Автор:
Листайте дальше, чтобы прочитать следующую новость