«Ахова птушак Бацькаўшчыны» (АПБ) – общественная организация, целью которой является сохранение дикой природы Беларуси.
Основной акцент делается на птицах, но ведь в природе всё взаимосвязано: для обеспечения жизнедеятельности птиц необходимо заботиться и об остальных составляющих экосистемы.
За 22 года – около 100 крутых проектов и…
АПБ возникла 10 апреля 1998 года в результате слияния двух общественных организаций – Белорусского орнитологического общества и Западно-беларусского товарищества охраны птиц (ЗБТАП). В учредительном съезде участвовали 68 человек.
За почти 22 года своего существования организация реализовала около сотни успешных проектов: по выявлению и сохранению редких видов птиц, заболачиванию осушенных торфяников, восстановлению естественных русел рек, инвентаризации лесов высокой природоохранной ценности и многие другие.
…14 отделений в стране
С 1999 года АПБ работает по четырехлетним стратегическим планам. Их разрабатывает секретариат вместе с членами Центрального совета и активистами АПБ. Только что закончился первый год очередной четырёхлетки 2019-2022.
Высший орган АПБ – ежегодный съезд, в котором может участвовать каждый член АПБ. Съезд выбирает Центральный совет (9 человек), принимает Стратегию, рассматривает отчеты совета и секретариата.
Сейчас у организации 14 отделений по всей стране. Два областных – Гродненское и Брестское. Районные – Борисовское, Ивановское, Слуцкое, Мядельское, Новогрудское, Шумилинское, Житковичское, Чаусское, Мозырьское. Гомельское – региональное, Витебское и Минское – городские.
Директор АПБ – Александр Винчевский, бывший президент ЗБТАП. Вот, что он рассказал о деятельности общественной организации «Ахова птушак Бацькаўшчыны».
Сотрудники – лучшие, волонтёры – ценные!
-АПБ существует за счёт членских взносов, пожертвований, а также грантов и международной технической помощи. Наша организация наняла первых сотрудников в 1999 году, сейчас их уже 22.
Как должна развиваться любая нормальная негосударственная организация (НГО) и как это происходит на Западе? Объединяются энтузиасты, создают общественную организацию (ОО), выбирают совет.
Совет ищет средства и нанимает директора. Директор ещё эффективнее ищет средства: штат и результаты работы организации растут.
На все должности мы нанимаем лучших сотрудников, прошедших конкурсный отбор. О вакансиях объявляем в соцсетях и на сайте, иногда на специальных ресурсах по поиску работы. Волонтёров в АПБ тоже много, и это хорошо и ценно!
Страны разные, проблемы схожие
- Мы очень тесно сотрудничаем с аналогичными природоохранными организациями всего мира. С 2005 года АПБ – национальный партнёр глобальной природоохранной ассоциации BirdLife International и имеет право голоса на её европейских и глобальных встречах.
BirdLife – это партнёры-организации в 120 странах мира. Я знаю почти всех европейских и многих директоров с других континентов.
Мы учимся у этих организаций демократии и рабочим процессам. В разных странах – очень похожие проблемы, а часто – и их решения.
Взаимопомощь – залог успешного развития
-АПБ знают все партнёрские организации BirdLife. Мы помогли подняться и развиться многим организациям на Балканах и в Центральной Азии. Некоторые из них сейчас, благодаря вступлению страны в ЕС, даже обогнали АПБ по развитию.
Например, 10 лет назад я написал для хорватской организации BIOM проект, благодаря которому она просто «улетела в космос».
Было очень приятно на последней партнёрской встрече в Бельгии получить от представителей BIOM в подарок лучший европейский определитель птиц (на хорватском языке, в переводе со шведского), который никто ни у нас, ни даже в РФ позволить себе издать пока не может!
Вертлявая камышёвка стала катализатором прогресса заказников
- С нашего проекта по сохранению вертлявой камышёвки началось когда-то экологическое направление офиса ПРООН в Беларуси.
ПРООН – программа развития ООН, глобальная сеть Организации Объединённых Наций по оказанию безвозмездной и неполитизированной помощи её государствам-членам в области развития.
- АПБ получила тогда грант Дарвинской инициативы, но по некоторым причинам временно не могла открыть свой банковский счёт. Мы обратились за помощью в ПРООН, и они согласились сотрудничать, добавив средств в проект и взяв всю бухгалтерию на себя.
Это был один из самых успешных проектов, т. к. именно с него в особо охраняемых природных территориях (ООПТ) Беларуси появились планы управления, а потом и администрации заказников, чтобы выполнять разработанные планы. А мы до сих пор активно сотрудничаем с ПРООН.
Большой подорлик помог получить заказникам статус Рамсарских угодий
- Очень важным для страны представляется один из первых наших проектов – по поиску большого подорлика. В 2000 году мало кто из наших орнитологов представлял, как отличить его от других орлов.
Были достоверно известны только две точки, где их видели иностранные бёрдвотчеры, но наша популяция смело оценивалась в 20-25 пар.
Через несколько лет, благодаря проекту Королевского общества защиты птиц, нам стали известны десятки гнёзд большого подорлика в нашей стране, его численность оценивается в 180 пар.
Этот же проект помог Беларуси «вырастить» своего специалиста по данному виду птиц: Валерий Домбровский – один из лучших в мире знатоков большого подорлика, он защитил на эту тему кандидатскую диссертацию.
Большой подорлик, как и вертлявая камышёвка, до сих пор является видом, находящимся под угрозой исчезновения. Благодаря ему на карте появился не один заказник республиканского значения.
Многие из этих новых заказников (например, «Старый Жаден») потом получили Рамсарский статус (водно-болотные угодья международного значения), т.к. территории, облюбованные подорликом, оказались просто кладезем для множества других редких и исчезающих видов.
Белая куропатка исчезает, гигантская вечерница появляется
- Некоторые тундровые виды птиц в нашей стране исчезают из-за климатических изменений прямо на глазах. Это белая куропатка, чернозобая гагара – лет через 10, наверное, ни одной пары не останется.
Южные виды становятся массовыми. Большая белая цапля вернулась к нам в 1980-х, а сейчас её гнёзд уже тысячи. Надо отметить, что в Беларуси происходит экспансия (расширение зоны обитания) и некоторых северных и восточных видов.
Исчезли на гнездовании сипуха и беркут, их оставалось по одной паре. Каждый год регистрируются новые случайно залётные виды, например, в 2019 году – полярная чайка из Гренландии.
Общий список видов растет. Порядка 20 из них мы просто пока не заметили, хотя, скорее всего, они регулярно залетают в страну.
Мы занимаемся не только птицами, поэтому приятно проинформировать о находке исчезнувшего было на 70 лет вида летучей мыши – гигантской вечерницы.
Наши леса и поля – птичье Эльдорадо
- Если для жителя нашей страны символ Беларуси – белый аист, то для орнитологов и бёрдвотчеров Европы это – вертлявая камышёвка, которая «позировала» для лого АПБ.
Наша популяция, открытая только в 1995 году, сейчас насчитывает около 5000 пар. Это меньше, чем количество воробьёв в Минске, но это – примерно половина мировой популяции вертлявых камышёвок!
Есть такое правило: чем сложнее экосистема, тем больше разных видов и тем меньше особей каждого вида. Безусловно, на Западе можно найти шикарные резерваты, где у любого бёрдвотчера будут течь слюнки от увиденных видов.
Но наши обычные поля – просто Эльдорадо по сравнению с полями в ЕС, где интенсивное сельское хозяйство не оставляет места сорнякам, насекомым, птицам и грызунам.
Представьте, что у нас коростеля можно услышать просто в поле, а в Словении он и в национальных парках редчайший вид.
Примерно то же самое и с лесами. В Швеции, например, лесное хозяйство умудрилось довести до исчезновения белоспинного дятла, а у нас его включили в Красную книгу только, когда узнали, что в ЕС его почти нигде не осталось…
Что общего у АПБ и Королевского общества защиты птиц
- RSPB (Королевское общество защиты птиц Великобритании) – одна из самых крупных экологических общественных организаций в Европе.
Обществу больше 130 лет, в нём состоит более 1 миллиона членов и работает примерно полторы тысячи сотрудников. Оно управляет 170-ю резерватами по всей Великобритании.
В Беларуси нет ни одной общественной организации старше 30 лет, если не считать советские. К сожалению, после принудиловки в СССР у нас нет культуры членства в НГО. Это отдельная огромная тема.
На сегодня разница между RSPB и АПБ, наверное, такая же, как между слоном и сусликом. Хотя у этих животных есть очень много общего: оба – млекопитающие, бегают, кормятся, имеют друзей…
Но вот, что у наших организаций общего: и Королевское общество защиты птиц, и «Ахова птушак Бацькаўшчыны» имеют по одному голосу на собраниях BirdLife. Это и есть демократия.
А по поводу слона и суслика… давайте пообщаемся на эту тему хотя бы лет через 40!
Планы – глобальны!
- Наша организация иногда успешно продвигает свои идеи в национальное законодательство, мы выявляем по международным критериям и лоббируем новые ООПТ, важные для птиц.
АПБ создала первый в стране общественный природный резерват на Туровском лугу. Эти 140 га поддерживают на миграции до полумиллиона птиц. Уже больше 10 лет мы арендуем эту территорию и управляем ею.
В 2015 году «Ахова птушак Бацькаўшчыны» запустила кампанию по сохранению большого подорлика «Спаси орлёнка», принять участие в этом теперь может каждый.
Благодаря пожертвованиям, ежегодно проверяется сохранность десятков гнёзд и успех размножения этих редких орлов, передаются под охрану новые гнёзда.
В планах у нас почти 200 активностей с индикаторами (показателями) их выполнения. Хотим значительно увеличить площадь особо охраняемых природных территорий в Полесье, заболотить 6000 га торфяников и приумножить количество членов и волонтёров нашей организации.
Будем и дальше продолжать работу с обычными и исчезающими видами птиц, проводить экологические акции и экопросвещение среди жителей страны.
Сябры есть во всех уголках страны
- Члены АПБ, или сЯбры, как мы их называем, – люди разных профессий. Они живут во всех уголках Беларуси, но их объединяет осознание ценности дикой природы и желание сохранить ее.
Пусть не всегда есть время или возможность участвовать в природоохранных мероприятиях «в полях» – важно поддерживать тех, кто это делает. Сяброўства в АПБ – личный вклад каждого в охрану природы.
АПБ – сравнительно небольшая организация, а масштаб проблем и задач перед нами стоит просто гигантский, поэтому для нас так важна любая поддержка.
Поддерживайте экологические НГО, которым вы доверяете, вступайте в члены АПБ или создавайте свои инициативы и организации, если ни одна из существующих вас не устраивает.
Подписывайте петиции, участвуйте в экоакциях в качестве волонтёров, преобразуйте часть своего двора или дачи для диких цветов и животных. Форм помощи дикой природе много, важно действовать!
Стань членом АПБ – помоги природе и получи бонусы
- Чтобы стать членом АПБ достаточно заполнить анкету на сайте, получить номер карточки на свой e-mail и перечислить годовой взнос – через ЕРИП или другим способом.
Размер индивидуального взноса составляет 25 рублей, такая же сумма предусмотрена и для семьи любого размера. За год вы получаете: номерную членскую карточку, два выпуска журнала «Птушкі і мы», цветной новостной бюллетень и наклейку с птицей года.
Есть ещё премиальный клуб «Рэдкая птушка» (45 рублей) и отдельная членская категория со школьным клубом «Крылатый дозор». В «Рэдкай птушцы», в дополнение к уже перечисленному, вы получите птичий значок-брошку и приглашение на две выездные экскурсии в компании с экспертом.
Мы развиваем бонусную программу для членов АПБ. Уже сейчас для них действует постоянная скидка в магазине «LSTR-Адзенне» и скидка на кормушки для птиц в etno.by. Ведутся переговоры с другими компаниями – мы рады и открыты сотрудничеству с бизнесом.