Мы поговорили с местными активистами и узнали, какие проблемы их волнуют и почему отстаивать право на здоровую окружающую среду в Борисове – задача не из легких.
«Предприятия продолжают сливать отходы в Березину»
Борисовчанин Андрей уже несколько лет добровольно убирает мусор на городском пляже и в лесополосе. По словам молодого человека, к заботе об окружающей среде его подтолкнула любовь к животным.
«Я уважаю себя и то место, где я родился, живу. Люблю животных, которые вообще не виноваты в мусоре, который оставляет человек, но не меньше страдают от него. А любовь можно проявить только через заботу», - рассказывает Андрей.
О том, что в нашем мире все взаимосвязано, Андрей задумался после просмотра фильма «Земляне». И сейчас всем рекомендует его.
«Когда погода теплая, и есть возможность ездить на велосипеде, и меня уже выработалась привычка брать с собой пару пакетов для мусора и ездить по прибрежной зоне», - рассказывает борисовчанин..
По словам парня, Борисову не просто не хватает экологических мероприятий — их вообще нет.
«Есть личные инициативы людей, таких как я. Хотя проблема с загрязнением окружающей среды в городе стоит достаточно остро — предприятия продолжают сливать отходы в эту бедную Березину, в леса продолжают вывозить мусор», - уверяет Андрей.
В Борисове на сегодняшний день работают 42 завода и фабрики, 16 совместных предприятий, 700 предприятий торговли и общественного питания всех форм собственности. И все они производят отходы.
«Мешает цензура и самоцензура»
А вот другой борисовчанин - Андрей Харченко - как-то даже стал инициатором проведения экологического фестиваля. Только не в своем городе, а в Жодино. Там ему удалось найти единомышленников.
«По-моему, у нас получилось круто: мы провели субботник, позвали экоинициативы из Минска, организовали концерт, пригласив пару местных музыкальных кавер-групп и просто неравнодушных людей. Получили хороший фидбэк от гостей фестиваля. Очень надеюсь, что кто-то из них пересмотрел свои взгляды на окружающую среду и свой образ жизни», - рассказывает Андрей.
Парень надеется когда-нибудь провести подобный фестиваль и дома.
«Борисов сравнительно большой «провинциальный» город для Беларуси, с развитой инфраструктурой, заточенной на промышленное производстве. Для человека, имеющего базовое представление об экологии, понятно, что это все негативно отражается на состоянии городской окружающей среды», - говорит Андрей.
За примерами далеко ходить не нужно: местным жителям хорошо известно, что около хрустального завода на стеклах домов со временем образовалось зеркальное покрытие из токсичного свинца, а в Березину нередко выливают отходы многие предприятия, включая Борисовский молочный комбинат.
«Река с каждым годом становиться грязнее и мельче. Да на заводах есть экологи, но иногда заводу проще заплатить штрафы, чем установить современную систему очистки», - уверен Андрей Харченко.
И добавляет: «Я за любой движ, но часто мешает провести экофестиваль цензура и самоцензура. Когда говоришь со знакомыми ребятами, они отвечают: «Мы согласны помочь, но только давайте без политики». Я думаю, что это происходит или из-за непонимания темы разговора или из-за страха поднимать серьёзные темы в обществе, все равно, что говорить о проблеме и не называть причин, а зацикливаться только на себе».
Несмотря на это, Андрей уверен, что в Борисове есть немало парней и девушек, которые поддержали бы экологический активизм. Просто нужно лучше налаживать связи и хорошо координировать активности.
«У многих есть куча идей, как сделать свой даже самый маленький город лучше. Главное — начать что-то делать», - говорит Андрей.
«Люди пользовались моим активизмом и зарабатывали на нем»
Борисовчанка Анна – иллюстратор. Она одна из первых в Беларуси стала рисовать картины на веганскую тематику. Девушка говорит, что благодаря открытому аккаунту «Вконтакте» её работы разлетелись по всему миру. Но это и сыграло злую шутку – люди и бренды начали воровать ее работы.
«Делали стикеры, одежду с моими принтами, а однажды мне написала девушка из Америки с просьбой набить татуировку с моим рисунком. А потом рисунки начали воровать, в том числе беларусская и российская веган-тусовка, - рассказывает Аня. - Я видела сумки с украденным рисунком на беларусском маркете. А беларуский бренд одежды Rawwwr clothing в качестве компенсации за то, что продавали вещи с моими рисунками, и мне об этом не сказали, предложили купить у них свитшоты с моим же дизайном по себестоимости. Моим активизмом люди пользовались и зарабатывали на нем».
Не так давно Ане скинули информацию о том, что веганский паблик в Инстаграм ищет художников.
«Из интереса я решила им написать, и, конечно же, они искали художника за «спасибо». Ничего не меняется. От этого сильно выгораешь и устаешь».
Аня говорит, что выгорела: «Это не работает, ты только наживаешь себе проблемы и вызываешь раздражение у людей».
Но девушка все еще верит, что можно добиться успеха, только не активизмом, а просветительской деятельностью.
«Нужно, чтобы тема этичности и экологичности звучала в школах. Нужно учить детей обращению с отходами, экопросвещению, рассказывать про озеленение, учить сбережению ресурсов. Тема веганства напрямую связана с экотемой, поэтому конечно она тоже звучать», - уверена Аня.