26.04.2016 / 09:04

Своё небольшое хозяйство Михаил Савко основал в 2000 году. На сегодняшний день в «Роса-Агро» задействовано 2,4 тыс. гектаров земли, работает 36 человек. А специализируется хозяйство на выращивании сахарной свеклы, рапса, зерна (озимые, яровые) и производстве семян и кормов. Земельный надел – 2,4 тыс. гектаров земли. А недавно в хозяйстве был создан Фонд экоразвития, решающий социальные и экологические задачи. 

Каждый год в Беларуси фермерских хозяйств становится все меньше, а банкротов на селе все больше. Фермеру в нашей аграрной стране выжить практически невозможно, рассуждает на страницах «Ежедневника» фермер Михаил Савко. И если даже риск неурожая не может остановить человека, любящего работу на земле и страстно желающего заняться фермеством, то помехи приходят откуда не ждали – палки в колеса фермерам старательно ставит родное государство.  

После того, как хозяйство Михаила встало на ноги, исполком повесил на него убыточный колхоз. В итоге после 2 миллионов долларов убытков, которые понесло хозяйство от иждивенца, и 8 лет выплаты колхозных долгов колхоз ликвидировали. 

В зачаточном состоянии, по словам фермера и рынок реализации продукции. Товаропроводящие сети не работают с фермерами.

В магазинах, на рынках вы не увидите фермерских яблок, картошки, моркови – все это будет голландское или чье-то еще, – говорит предприниматель. – Фермеры мучаются, пытаются развозить по домам, подъездам, участвовать в каких-то сельскохозяйственных ярмарках и прочее.

А вот преференций, доступных колхозам (льготные кредиты, удобрения, топливо) фермеры не имеют. Плата за электроэнергию, семена и другие необходимые вещи индексируется  в валюте, урожай оплачивается в белорусских рублях и не сразу. Вложенные в посев растений средства возвращаются через год. В итоге на плечи хозяйственника ложатся и убытки от роста цен и курсов валют. Взять кредит в банке на посевную под 40% – это гарантированное банкротство. А если выдастся неурожай, фермер на год останется без денег, поэтому обязательно нужно иметь и подушку безопасности.

Отсутствие в Беларуси частной собственности на землю, а только пожизненное наследуемое владение участка до 100 га без права продажи и сдачи в аренду, также тормозит развитие фермерства. 

Когда земля находится в собственности частника, он заботится о ней и думает про будущее: как сохранить плодородие, как провести мелиорацию и т.д., а не только, как снять сливки – считает Михаил. – Совсем другое отношение к тому, что могут забрать в любой момент.

В результате получается, что в теперешних условиях получать прибыть фермеру практически невозможно. 

Но несмотря на вся тяготы, Михаил все же оптимистичен и настроен на далёкие перспективы. Именно так он расценивает создание на территории хозяйства Фонда экоразвития «Наследие Слонимщины», который решает конкретные социальные задачи: предотвращение деградации земель, поддержание социального статуса территории, вовлечения в сельхозоборот неиспользованных земель и зеленая экономика. Тем самым будет обеспечиваться устойчивое развитие местности и нормальные условия жизни на территории хозяйства. На сегодняшний день у Фонда есть свое здание, в рамках его деятельности был восстановлен музей водяной мельницы, создана зона досуга и начато строительство трёх домов для агротуризма.

Фонд – это вложение в будущее, – признается предприниматель. – Если вложить деньги в ту же зону досуга и музей через фермерское хозяйство, и, например, завтра я прогорю или не выплачу кредит, то все это прогорит вместе с ним, и арестуют первым делом то, что ликвидно. Фонд все же непотопляем и более стабилен. Музей мельницы, озеро, зона досуга сохранятся, поскольку не подвержено рискам бизнеса. Сюда всегда смогут приезжать люди.

Автор:
Фотограф:
ej.by
Листайте дальше, чтобы прочитать следующую новость