Чернобыльская катастрофа случилась 35 лет назад, что по меркам «мирного атома» с многотысячелетним периодом полураспада – срок на уровне статистической погрешности. Увы, у нынешних властей в Беларуси свои понятия и о времени, и об уважении к ликвидаторам, и об ответственности перед всеми потерпевшими, и о дальнейших перспективах ядерной энергетики в Беларуси.
Нарочно такое не придумать – это могло только случиться в реальности. Статус ликвидатора в Беларуси убрали, существенных льгот людей лишили, зато построили новую АЭС, которая стала, наверно, самым дорогим выключателем в мире – со дня запуска в 2020 году её отключали от сети уже семь раз.
У нас в целом всё сложно с исторической памятью из-за сакрализации эпохи СССР и резкой болезненной неприязни других политических строев и исторических периодов. Распад СССР по-прежнему считается чем-то средним между драмой и трагедией, а преступное молчание и ложь советской власти после аварии на Чернобыльской АЭС – это что-то вроде мелкого конфуза и той самой страницы, которую надо перевернуть.
Власти эту страницу переворачивают, но это не помогает – то кровь от язв во время лучевой болезни проступает на новую страницу, то статистика роста заболеваний щитовидки покоя не даёт. Это такая борьба наглости против реальности, в которой наглость не может победить по той простой причине, что реальность распространяется и на наглецов.
Но такое поспешное лишение ликвидаторов многих льгот и самого статуса – это цинизм и плевок в лицо. Сейчас они считаются пострадавшими от аварии, и льготы сводятся, грубо говоря, к возможности проходить к врачу в государственной поликлинике без очереди и быть первыми в списках гаражных кооперативов. Ну, некоторым ещё можно дополнительно к основному отпуску на работе брать две недели так называемого социального отпуска. Правда, за свой счёт.
Полный список льгот для пострадавших от аварии на ЧАЭС
Тем временем, в Латвии в 2020 году по решению Конституционного суда увеличился размер пособия, которое выплачивается ликвидаторам аварии на ЧАЭС и семьям погибших ликвидаторов. Теперь они ежемесячно получают 109 евро. В Беларуси такие пособия не предусмотрены.
Официальное беларусское отношение к последствиям аварии на ЧАЭС, к ликвидаторам и потерпевшим - это прямое наследие советской системы. Наследие той системы, в которой не принято говорить о собственных ошибках, признавать свою вину и брать реальную ответственность за последствия своих решений.
Выбирая между сиюминутной выгодой (отменой существенных льгот и статуса ликвидатора) и долгосрочной стратегией выстраивания культуры памяти государство выбрало сиюминутную выгоду. Её ведь можно потрогать руками, да и ждать ничего не надо. А работа с культурой памяти – это долгий и сложный процесс, ещё в самом начале которого властям пришлось бы по-настоящему признать вину своих предшественников и постараться хоть как-то её исправить.
Но проще сделать вид, что ничего не было. И вообще, 35 лет – это же такой срок! Половина человеческой жизни! Сколько ж можно помнить былое?
Только вот проблема в том, что это былое очень легко может повториться, если не было никакой работы над ошибками. А у нас же вместо этой самой работы – Островецкая АЭС с вечными отключениями и непомерная гордость. Чем в этой ситуации гордиться, непонятно, но государству очень уж хочется этого ощущения величия. Правда, спички детям не игрушка, а атомные электростанции – диктаторам.
А разница между детьми и диктаторами в том, что первых в большинстве случаев можно хотя бы научить правилам безопасности. Да и спроса с них никакого – они же дети. А у диктаторов внушительный список обязанностей, который они, как правило, упорно игнорируют. В случае с Беларусью ликвидаторы аварии на ЧАЭС тоже оказались в этом списке.