Лидия рассказала Зелёному порталу о том, как любовь к животным помогла ей найти свою нишу в творчестве.
Что мы в животных вкладываем, то и получаем
Кто-то обожает мотоциклы, кто-то коллекционирует марки, а мне с детства близка тема животных. В четыре года я начала рисовать лошадок. В школе учителя постоянно ругались, потому что каждая моя тетрадь была разрисована собачками.
Я вечно выхаживала каких-то голубей или котят в подъезде, кормила дворовых собак. У нас под дверью почти год жил пёс.
Мама обещала завести собаку, если я окончу учебный год на пятёрки. Она до сих пор переживает из-за того, что я целых два года училась на отлично, а собака у меня почему-то всё не появлялась…
Совершенно случайно получилось так, что нам предложили отдать маленького пуделька. Я тогда немного расстроилась – мне казалось, это какая-то не очень настоящая, почти плюшевая собака.
К счастью, пуделя мы всё-таки взяли, он прожил у нас 12 лет. Теперь я знаю: что мы в домашнее животное вкладываем, то и получаем. Мы не воспитывали пуделя как комнатную собачку, он свободно бегал с нами по лесам и полям и оказался очень умным и серьёзным псом.
Покататься на лошади впервые мне довелось только в 18 лет, когда я поступила в университет и переехала из родного города Барановичи в Брест. Тогда пришло понимание, что лошадка – это не только красивые глазки, а ещё и индивидуальность, характер.
Одно время я помогала приюту для бездомных животных: делала уборку, предоставляла свои изделия для благотворительных акций. Потом времени для поездок в приют стало меньше, сейчас стараюсь передавать для животных сухой корм.
При первой же возможности мы с мужем завели собаку, венгерскую легавую (выжлу). Всегда стараюсь донести до окружающих, что наша Ума – полноценный член семьи, со своими правами и желаниями.
Леплю то, что люблю
Сначала я попробовала лепить бусики и вазочки, но быстро поняла: если мне самой не нравится то, что я делаю, соответственно, это и другими не будет оценено по достоинству.
Я могу довольно неплохо изготовить фигуру человека, но не получу от этого никакого удовольствия. А вот природные формы, анималистика мне ближе и интереснее.
В какой-то момент я вдруг подумала, что надо попробовать слепить то, что люблю – собаку. Слепила и сразу поняла: это – моё!
Когда статуэтки собачек увидели знакомые, они спросили, смогу ли я изготовить копии их питомцев. То, что я сделала, им понравилось. А дальше спрос пошёл комом, по нарастающей.
У нас в магазинах продаются фигурки нескольких наиболее популярных пород собак, а людям хочется приобрести копию именно своего пёсика.
Просят слепить редкие породы, а мне всегда интересно делать что-то новое: это анализ работы с формой, разнообразие фактуры и пластики животных.
Довольно часто заказывают копии охотничьих собак, я понимаю, как правильно изобразить рабочую стойку – во многом благодаря нашей Уме. Чаще всего заказы поступают из России и Европы.
Очень хочется пробовать делать крупные проекты, участвовать в выставках, выходить на более высокий профессиональный уровень. Для меня моё творчество – не просто ремесленный заработок, а в первую очередь создание произведений искусства.
Из художников – в керамисты
Керамикой я увлеклась на первых курсах университета. До этого 6 лет училась в художественной школе, занималась живописью. С искусством лепки нас ознакомили там лишь вскользь.
Зато в БрГУ им. А. С. Пушкина я попала к чудесному преподавателю, который окунул меня в мир керамики, показал её красоту – Валерию Ивановичу Марчуку.
Это совершенно иной процесс – помимо художественно-эстетической составляющей, здесь необходимо учитывать различные технические параметры, усадку материала и т. д. Всё это мне понравилось намного больше.
После окончания университета мне посчастливилось сразу по распределению найти себе работу, связанную именно с керамикой. Вот уже 9 лет как я руковожу кружком керамики в Центре дополнительного образования детей и молодёжи г. Бреста (ЦДОДМ).
От фантазии к утилитарному изделию
Желающих посещать кружок всегда много – каждый сентябрь, в начале учебного года, телефон не смолкает. Сейчас я в декретном отпуске, мои ученики регулярно пишут и звонят с вопросом, когда же я вернусь.
Буквально на днях меня спрашивали, есть ли где-то занятия керамикой для взрослых. В ЦДОДМ можно записываться на некоторые кружки до 31 года (официальный максимальный возраст молодёжи).
Почему кружок керамики пользуется такой популярностью? Во-первых, родители сейчас хорошо понимают важность развития у ребёнка мелкой моторики рук. Работа с глиной очень этому способствует.
Во-вторых, детям безумно интересен процесс превращения куска «грязи» в красивую фигурку. Это возможность вылепить что-то своими руками, воплотив при этом самые невероятные фантазии.
В-третьих, на выходе получается готовое уникальное изделие, которое можно поставить дома на полочку или кому-то подарить – вазочка, статуэтка, панно и т.д.
Глина должна быть жирной, а печка – собственной
Когда я училась в университете, там поначалу не закупали глину, мы выкапывали её сами, совершенно жуткую по качеству, процеживали от червяков. А потом нам наконец купили заводскую глину. Помню, как я сидела и наслаждалась: какая она жирная и пластичная.
После работы в кружке, когда ты шесть часов подряд лепишь вместе с детьми и постоянно мочишь руки, дома не хочется мыть даже посуду.
Есть такое заблуждение, что у керамистов из-за постоянного контакта с глиной «шёлковые» руки. Всё совсем не так. Моя маникюрша говорит, что это какой-то ужас, кожа на руках вечно пересушена.
Очень важно качество исходного материала, чем оно выше, тем мельче и изящнее получаются детали. Я стараюсь лепить максимально реалистично.
Когда изделие полностью сформировано, его необходимо сначала высушить, а затем обжечь в специальной программируемой печи при температуре 800-1000 градусов. После этого можно покрывать глазурью.
Каждый керамист мечтает о своей печке. Сейчас наконец она появилась и у меня дома – до этого приходилось обжигать изделия у друзей. Одна проблема: когда у тебя маленький ребёнок, свободного времени практически нет. Иногда у меня получается полепить полтора часа в день вместо отдыха.
Девушка без пакетика
Мы всегда разделяем отходы: отдельно собираем стекло, пластиковые бутылки. Странно бывает, когда приезжает мусорная машина и сгружает всё в одну кучу. Говорят, что потом на мусороперерабатывающем заводе это как-то сортируется, но меня не покидает ощущение, что мой труд пропал зря.
На рынке я прошу не давать мне пакетики. Все смеются надо мной, один продавец мяса так меня и называет: «А, это девушка без пакетика!» Люди далеки от понимания того, какие тонны пластика мы сами создаём в мире лишь потому, что берём эти бесплатные пакетики.
В современном обществе мы все достаточно далеки от природы. Мне жаль каждый девственный зелёный участок природы в черте города, когда его застраивают или условно окультуривают.
Мы так мало и редко стали делать что-то своими руками. Может, поэтому для меня так ценны те моменты волшебства, когда кусок обычной глины под моими руками превращается в листочек, птицу или собаку…