Некоторые экологи и левые политики считают капитализм главной угрозой климату. Однако верно и обратное: климатические изменения угрожают будущему капитализма. Согласно исследованиям экономистов, глобальное потепление дорого обойдется человечеству.
Например, специалисты из Стэнфорда и Беркли рассчитали, что в теплых странах рост температур на один градус по Цельсию будет снижать экономический рост примерно на один процентный пункт ежегодно. К концу века уровень доходов на душу населения будет в среднем на 23% ниже, чем мог бы быть без учета глобального потепления.
Существует тревожная вероятность, что во многих регионах климатические изменения уничтожат саму возможность экономического роста и даже сократят уже имеющиеся показатели.
Хотя северные страны, например, Канада, Россия и вся Скандинавия теоретически могут выиграть от потепления (хотя многие эксперты в этом сомневаются), главные экономические игроки — США и Китай — уже расположены в достаточно теплом климате. Здесь рост температур может обойтись в половину потенциального производства. Ближе к экватору ситуация будет еще хуже. Например, в Индии и Юго-Восточной Азииизменения климата ввергнут в нищету сотни миллионов человек.
В целом глобальное потепление может привести к сокращению всемирного производства более чем на 20% к 2100 году. Вероятность этого на 51% выше, чем если бы климат оставался стабильным. Если выбросы парниковых газов не сократятся, существует 12-процентная вероятность, что ВВП на душу населения снизится на 50% и ниже. Для сравнения, Великая депрессия сократила мировой ВВП примерно на 15%, а финансовый кризис 2008–2009 года — на 2%.
Предыдущие кризисы всегда заканчивались новыми фазами роста. Однако от последствий климатических изменений экономика может не оправиться никогда.
Глобальное потепление ударит по экономике множеством разных способов. Изменения климата способны серьезно повредить сельскому хозяйству и инфраструктуре, а рост уровня моря обрушит рынок недвижимости в прибрежных городах. Другие эффекты не столь очевидны. Например, высокие температуры снизят производительность труда.
Представители крупного бизнеса и многие политики до сих пор без большого энтузиазма говорят о мерах по борьбе с глобальным потеплением, считая их слишком дорогими и вредными для экономики. Действительно, быстрый переход на чистую энергию будет стоить США $26 трлн. Однако бездействие обойдется намного дороже — до $550 трлн к концу века.
Пока сложно сказать, сможет ли капитализм современного типа пережить грядущие потрясения. Ему придется столкнуться с двумя усиливающимися тенденциями — глобальным экономическим застоем и ростом неравенства между богатыми и бедными. Последние пострадают от изменений климата сильнее всего.
Огромные размеры и мощь рынков до сих пор защищали капитализм от любых конкурирующих систем и попыток изменений. Однако «Климатическая депрессия», намного более тяжелая, чем Великая депрессия, может изменить правила игры навсегда.
Несмотря на развитие возобновляемой энергетики, концентрация парниковых газов в атмосфере растет. Если человечество не предпримет радикальных мер, уже к середине следующего века климат станет таким же жарким, как во времена после вымирания динозавров. В ту эпоху в Арктике росли пальмы и жили крокодилы.