27.03.2023 / 09:03

Ядерная энергетика и её риски являются предметом дискуссий в Европе, и позиции стран по этому вопросу заметно разнятся.

Две градирни и реакторы французской АЭС в городе Шу. Фото – Паскаль Россиньоль, Reuters
Две градирни и реакторы французской АЭС в городе Шу. Фото – Паскаль Россиньоль, Reuters

Российское вторжение в Украину постепенно меняет отношение к ядерной энергетике в ЕС. Но коренных изменений не случилось, пишет Джозеф Степански на Al Jazeera.

Ядерная энергетика и её риски являются предметом дискуссий в Европе, и позиции стран по этому вопросу заметно разнятся. Соответственно, отличаются их стратегии в отношении энергетической устойчивости и безопасности.

С новой силой начали обсуждать этот вопрос после начала полномасштабного вторжения России в Украину, которое поставило вопрос о стабилизации ситуации в энергетике в краткосрочном и долгосрочном периодах.

В этом контексте изменилась позиция европейских стран по поводу ядерной энергетики – на неё повлияли боевые действия в Украине, энергетический кризис и события вокруг газопроводов «Северный поток-1» и «Северный поток-2». Позиция стран изменилась, но не кардинальным образом.

«Речь не идёт о ядерном ренессансе, – говорит Николя Бергманс, эксперт по энергетике и климату из французского Института устойчивого развития и международных отношений (IDDRI), – Но ситуация изменилась».

«Настоящий ядерный ренессанс настанет, если Европа решит инвестировать в большее количество атомных электростанций, – говорит Марк Хиббс, старший научный сотрудник Фонда Карнеги за международный мир, проживающий в Германии. – Я не вижу большой полярности мнений [по поводу ядерной энергетики], которая была бы вызвана происходящим в Украине».

Вместо этого, по его словам, война укрепила некоторые тенденции среди ядерных стран и замедлила поэтапный отказ от АЭС у их противников.

 Атомные реакторы в Европе. В августе 2022 года насчитывалось 133 действующих атомных реактора в Европе, включая Россию. Их чистая установленная мощность составляла 125,018 мегаватт (МВт)
Атомные реакторы в Европе. В августе 2022 года насчитывалось 133 действующих атомных реактора в Европе, включая Россию. Их чистая установленная мощность составляла 125,018 мегаватт (МВт)

 

Нерешительность и атом

Противостояние атомной энергетике и другие факторы спровоцировали падение доли атомной энергии в электрогенерации 27 стран Евросоюза. Она уменьшилась на 25 % за 2006-2020 годы, сообщает Еврокомиссия.

К 2020 году 24 % всей электроэнергии ЕС производили атомные станции, расположенные в 13 странах: Франции, Бельгии, Германии, Болгарии, Чехии, Финляндии, Венгрии, Нидерландах, Румынии, Словакии, Словении, Испании и Швеции.

«На европейские правительства и промышленность будут давить, чтобы они продолжали эксплуатировать свои атомные электростанции», – говорит Хиббс из Фонда Карнеги, уточняя, что давление будет расти по мере продолжения конфликта. Он напоминает, у части европейских АЭС истекает их срок эксплуатации, который составляет 30-40 лет.

В первой половине 2022 года на атомную энергетику за пределами ЕС приходилось:

·       около 40 % производства электроэнергии в Швейцарии;

·       15 % в Великобритании;

·       около 50 % в Украине;

·       около 20 % в России;

·       небольшой процент в Беларуси.

Среди стран, у которых изменилась ядерная и энергетическая политика, – Германия. Правительство заявило, что страна продлит срок службы двух из трёх оставшихся ядерных реакторов до первой половины 2023 года, чтобы создать «аварийные запасы». Также министр экономики Роберт Хабек в конце сентября подтвердил, что полный отказ от ядерной энергии в стране, намеченный на конец 2022 года, откладывается.

Ядерная энергетика в ЕС. Почти половина европейских стран использует АЭС как источники электрогенерации. В 2021 году около 10 % европейской энергии было произведено на АЭС
Ядерная энергетика в ЕС. Почти половина европейских стран использует АЭС как источники электрогенерации. В 2021 году около 10 % европейской энергии было произведено на АЭС

«Немецкая политика изменилась. Это нельзя назвать серьёзным поворотом – но что-то в таком духе», – говорит Джонатан Кобб, директор по связям с общественностью Всемирной ядерной ассоциации – международной организации, поддерживающей ядерную энергетику.

Бельгия тоже решила продлить срок службы двух атомных реакторов на 10 лет, таким образом отсрочив отказ от атомной энергии, запланированный к 2025 году. Тем не менее, осенью правительство закрыло одну из четырёх оставшихся АЭС, несмотря на протесты против роста цен на электроэнергию.

Джонатан Кобб отмечает: «В Бельгии [продление срока эксплуатации двух АЭС] может стать первым шагом к смене политики в отношении ядерной энергетики, в будущем это может означать решения о строительстве новых АЭС… Но пока что до этого далеко».

Бельгия и Германия, наряду со Швейцарией и Испанией, были в числе стран, которые постепенно отказывались от ядерной энергетики после катастрофы на Фукусиме, которая значительно повлияла на нынешнюю ситуацию с ядерной энергетикой в ​​Европе. Ранее похожий эффект оказала катастрофа на ЧАЭС в 1986 году, вследствие которой Италия и Австрия установили запрет на производство атомной энергии.

В этом контексте стоит вспомнить об организации «Гринпис», которая выступает против ядерной энергетики. Она обратила внимание, что постоянную опасность от АЭС создают боевые действия возле захваченной Россией Запорожской атомной электростанции.

Дания, Ирландия и Сербия уже давно запретили атомную энергетику и не имеют АЭС. Другие, такие как Греция, избегают использования этой технологии из-за страха перед стихийными бедствиями.

 

Пути расходятся

Между тем, несколько европейских стран на протяжении десятилетий рассматривали ядерную энергетику как основу будущего своей энергетики и подспорье в борьбе с изменением климата. Некоторые в последние годы объявили о планах по развитию ядерной энергетики.

И Европейская комиссия, и Межправительственная группа экспертов ООН по изменению климата (МГЭИК) уделяют особое внимание ядерной энергетике на пути выполнения климатических обязательств в рамках Зелёной сделки и Парижского соглашения. Целью Зелёной сделки является сокращение чистых выбросов парниковых газов в Европе на 55 % к 2030 году по сравнению с уровнем 1990 года. Парижского соглашения – ограничение глобального потепления до уровня ниже 1,5 °C.

Но экологи уже давно отвергают идею о том, что ядерная энергия является устойчивой. Они объясняют это долгосрочными проблемами, связанными с хранением ядерных отходов.

Тем не менее, аналитики говорят, что европейский тренд на усиление ядерной энергии может быть поддержан решением Европейской комиссии включить ядерную энергетику и природный газ в свою так называемую «таксономию» зелёных инвестиций, которая устанавливает стандарт того, какие инвестиции могут позиционироваться как устойчивые (и таксономия действительно была дополнена – прим. ЗП) Против выступили Германия, Австрия и Люксембург.

По словам Хиббса Карнеги, последствия изменения климата наложились на войну в Украине, что «подчеркнуло политические соображения, вследствие которых страны Европы в последние несколько десятилетий пришли к активному использованию АЭС».

Например, несколько стран взяло на себя обязательства в отношении ядерной энергетики после климатического саммита Организации Объединённых Наций в ноябре 2021 года, COP 26.

Потребление атомной энергии в ЕС снизилось после пика, который был в середине 2000 года. При этом часть стран, например, Германия, занимается поэтапным отказом, а часть, как Франция, продолжает инвестировать в ядерную промышленность
Потребление атомной энергии в ЕС снизилось после пика, который был в середине 2000 года. При этом часть стран, например, Германия, занимается поэтапным отказом, а часть, как Франция, продолжает инвестировать в ядерную промышленность

Франция долго была хабом ядерной энергетики в Европе, и на её долю приходится 56 из примерно 100 действующих реакторов ЕС. Она имела планы сократить зависимости от ядерной энергии с 70 до 50 % производства к 2035 году.

Но президент Эммануэль Макрон, похоже, отказался от этих планов. В феврале, всего за несколько дней до вторжения России в Украину, Макрон объявил о проекте стоимостью 57 миллиардов долларов по строительству шести ядерных реакторов нового поколения с 2028 года, и, возможно, ещё восьми – к 2050 году.

Правительство Нидерландов также предложило в декабре 2021 года построить две новые атомные электростанции, чтобы сделать страну «менее зависимой от импорта газа». Это означает возрождение отрасли, которая долгое время считалось уходящей.

Весной 2022 года в Великобритании бывший премьер-министр Борис Джонсон объявил о планах строительства восьми новых атомных станций в рамках плана по защите страны от «капризов мировых цен на нефть и газ» и «шантажа» со стороны России. Критики отозвались о предложении как отсталом и слишком дорогом.

Тем временем Польша уже давно присматривается к ядерной энергетике, чтобы отказаться от угля, из которого в 2021 году она получала 70 процентов своей электроэнергии. Правительство в августе одобрило закон, направленный на внедрение ядерной энергетики. Это случилось после того, как в сентябре 2021 года Варшава объявила о своих планах строительства шести ядерных реакторов. Первый из них должен быть завершен к 2033 году, но критики называют эти сроки нереалистичными.

 

АЭС не решит краткосрочные проблемы

Тем не менее, по словам Кобба из Всемирной ядерной ассоциации, перспективы ядерной энергетики сильно ограничены тем фактом, что она едва ли может решить краткосрочные энергетические проблемы Европы.

«Причина в том, что в большинстве стран атомные станции работают в режиме базовой нагрузки. То есть, как правило, постоянно, – говорит он. – Это не газовые станции, которые обеспечивают электроэнергию при пиковых нагрузках, когда спрос максимальный. Они работают всё время».

Между тем, по словам Бергманса из IDDRI, разработка новых ядерных объектов остаётся сложной, дорогостоящей и занимает долгие годы – а значит, это отрасль с высоким порогом входа.

«Это сложная отрасль, – говорит он, – которая требует большого количества инфраструктуры. К тому же надо спланировать, где будут размещены объекты, и обладать знаниями, которые не так широко распространены в Европе, как раньше».

Существует технология, которая может обеспечить более эффективную и дешёвую разработку АЭС, утверждают сторонники малых модульных реакторов (ММР) нового поколения. Их можно строить без привязки к площадке, а также транспортировать. Но до запуска таких станций ещё далеко, и у них есть свои собственные вопросы, связанные с безопасностью.

Также ядерная энергетика сопряжена с проблемами с Россией – хотя аналитики в области ядерной энергетики говорят, что цепочка поставок атомной энергии в целом более стабильна и её легче перенаправить, чем цепочку многих ископаемых видов топлива, включая газ.

В 2020 году ЕС импортировал из России около 20 % урана, необходимого для производства ядерной энергии. По данным Европейского сообщества по атомной энергии (Евратом), Россия также оказала ЕС 26 % услуг по обогащению урана – изменению состава урана до того состояния, когда вещество можно использовать для производства энергии.

Болгария, Чехия, Финляндия, Венгрия, Словакия и Украина также в настоящее время эксплуатируют ядерные реакторы российского производства. Это означит, что в долгосрочном периоде они будут нуждаться в деталях и услугах из России, согласно анализу, проведённому Мэттом Боуэном и Полом Даббаром из Центра глобальной энергетической политики Колумбийского университета.

Российская атомная промышленность практически избежала западных санкций (и это актуально до сегодня – «Росатом» не попал в десятый пакет санкций в феврале – прим. ЗП).

В ЕС после лета 2022 года усилились сомнения в отношении атомной энергетики по причине отключений на французских электростанциях из-за технического обслуживания, проблем с коррозией и тепловых нагрузок, считает Кэрол Нахле, основательница консультационной организации Crystol Energy.

«Имейте в виду, что одной из проблем, с которыми столкнулся ЕС и которая ещё больше усугубила нынешний кризис, были простои атомных станций во Франции, – говорит она. – Франция, которая обычно экспортирует электроэнергию, в этом году была вынуждена импортировать, потому что её электростанции не справлялись».

Вероятно, что правительства чаще будут рассматривать возобновляемые источники энергии, такие как энергию ветра и фотоэлектрическую энергию, считает Бергманс. Он объясняет это большим количеством проблем с ядерной энергетикой, при которых возобновляемая энергия может быть «более экономичной» альтернативой для энергетической безопасности и устойчивости.

«Сейчас большая часть усилий направлена ​​на развитие возобновляемых источников энергии. Так европейская стратегия изменилась вследствие российского кризиса, — говорит он. – В Европе до сих пор есть не согласные с тем, что ядерная энергетика поможет разрешить этот кризис».

Автор:
Листайте дальше, чтобы прочитать следующую новость