Повышение уровня моря, затопление прибрежных территорий, волны тепла, более суровые засухи и сильные ливни... Угрозы, которые несут климатические изменения для человека, хорошо известны. Но пострадает не только он: каждый градус потепления может стать решающим для существования того или иного вида флоры и фауны, пишет журнал «Le monde».
Изучением этой связи занялась группа исследователей из Австралии и Англии, свои результаты они опубликовали в журнале Science.
Рейчел Уоррен (Университет Восточной Англии в Великобритании) и ее коллеги приняли в качестве отправной точки более 115 000 наземных видов животных и растений, включая:
- 31 000 насекомых
- 8 000 птиц
- 1700 млекопитающих
- 1800 рептилий
- 1000 земноводных
- 73 000 растений
Это самая большая выборка, используемая для описания такого рода, в которую до настоящего не включали насекомых. Учёные использовали модель для расчёта изменения естественного ареала обитания каждого вида на основе разных климатических сценариев.
Более или менее значительный рост температур приводит к значительному или менее значительному сокращению географической области, где определённое растение или животное живёт в условиях, к которым адаптирован его биологический цикл и которые благоприятны для его развития.
Самые хрупкие – насекомые
Результаты моделирования поразительны. Исчезнет половина или две трети видов насекомых и растений, а также более 40% млекопитающих при развитии сценария 1. Согласно ему, нынешний темп появления парниковых газов сохранится, и в итоге температура повысится на 4,5 °С к концу текущего века по сравнению с доиндустриальным периодом (около 1850 года).
При сокращении выбросов вследствие выполнений государствами обязательств по Парижскому соглашению в 2015 году климат потеплеет на 3 °C. Ущерб будет немного меньше, но останется заметным: 49% насекомых, 44% растений и 26% позвоночных животных (млекопитающих, птиц, рептилий и других) потеряют более половины своего ареала обитания.
Что будет, если будут выполнены условия Парижского соглашения, целью которых являлось ограничить рост температуры 2 °C и, если возможно, 1,5 °C? Тогда виды лишатся не половины своих территорий, а намного меньше: насекомые потеряют 18%, растения – 16%, позвоночные – 8%. При +1,5 °C эти доли упадут до 6%, 8% и 4% соответственно.
Всего лишь полградуса очень важны, эта разница позволяет уменьшить в два раза риск для позвоночных растений и животных, в три – для насекомых.
«Последние более подвержены воздействию, чем любая другая группа, и они же имеют наибольшую выгоду от потепления до 1,5 °C, а не 2 °C», – пишут авторы.
Они делают особый акцент на судьбе насекомых, потому что, по словам Рэйчел Уоррен, «они жизненно важны для экосистем и для людей: они опыляют культуры и цветы, служат питанием для организмов более высокого уровня, они поддерживают естественную среду в равновесии, поедая листья растений, они помогают обогатить почву питательными веществами».
Млекопитающее может убежать, дерево – нет
Несомненно, многие виды, особенно млекопитающие, птицы и бабочки, имеют возможность мигрировать, чтобы найти условия жизни, к которым смогут приспособиться. Исследователи включили эту способность в свои модели и поняли, что благодаря этой мобильности некоторые виды даже смогут выиграть от потепления климата за счет колонизации новых районов.
Но авторы обращают внимание: большинство беспозвоночных, рептилий, амфибий и растений не могут перемещаться с той скоростью, с которой растёт температура. Поэтому уменьшение жизненного пространства для них означает вероятность исчезновения. «Ограничение потепления 1,5 °C снижает риск вымирания» этих популяций, как говорится в исследовании.
Тем не менее, без резкого сокращения выбросов парниковых газов (всеми странами, начиная с Китая и США) – цель 1,5 ° C кажется нереальной. Из-за этого будущее биоразнообразия довольно неопределённое. Ситуация усугубляется разрушением естественных мест обитания в результате обезлесения, интенсивного сельского хозяйства или урбанизации, охоты, браконьерства, загрязнение экосистем.
Другое исследование, также опубликованное в журнале Science, показывает: повод для тревоги на самом деле есть. Треть охраняемых районов мира, которые, как предполагается, являются убежищем для диких флоры и фауны, на самом деле сильно зависит от деятельности человека.
Международная команда экспертов из Австралии, Канады и США, которая проводила это исследование, отмечает: конечно, со времени саммита Рио+20 в 1992 году площадей, охраняемых для защиты природы, стало почти в два раза больше. Сейчас это почти 19 миллионов квадратных километров (площади менее 5 км2 не учитываются), или почти 15% площади суши.
Но 32,8% из них подвержены «сильному влиянию человека»: строительство, сельское хозяйство, выпас скота, влияние авто- и железных дорог, проведение водных путей или установка освещения.
Только 10% охраняемых территорий по-настоящему дикие
На карте мира наиболее «антропогенные» природные территории расположены в Западной Европе, Юго-Восточной Азии и Африке к югу от Сахары. Но в целом затронуты все биотопы, от мангровых лесов до тундры, саванны и тропических лесов. Только 10% этих пространств полностью свободны от следов человека, в основном в отдаленных высотных районах России или Канады.
Ученые не предлагают из-за этого в принципе отказаться от охраны ради биоразнообразия, раз всё равно это получается плохо. Они предлагают сделать требования более высокими и «восстановить охранный режим при соблюдении потребностей местного населения» .
«Сеть охраняемых районов имеет важное значение для сохранения видов,– сказал один из авторов текста, исследователь Кендалл Джонс из австралийского Университета Квинсленда. – Если мы позволим этой сети деградировать, то нет сомнений, что проблемы с биоразнообразием будет усугубляться».
Тем более, что даже в этих убежищах животные и растения не смогут избежать климатической опасности.