В деревне Брашевичи знойный летний полдень, первый за последние несколько недель. Отвыкшие от жары сельчане в поисках прохлады прячутся по домам. Деревенские улицы тихи и пустынны. Жизнь теплится разве что в центре села. Здесь почта, магазин, неподалёку сельсовет. Председатель Леонид Карпович рассказывает: всерьёз выращиванием малины в этих краях занялись 3–4 года назад. Причём интерес к ягодному бизнесу не ослабевает:
– У нас всё больше выращивают не только малину, но и клубнику. Поэтому спрос на пустующие участки очень высок. Например, деревенька Дымск исчезла бы вовсе, но житель Дрогичина купил там дом, прописался, взял землю. Сейчас в Дымске разбиты клубничные плантации.
За последние три года сельсовет передал под выращивание ягоды 22 участка общей площадью около 32 га.
По решению суда снесли 14 ветхих домов, участки отдают желающим. Спрос велик. Кто-то берёт 40 соток, а кто-то не мелочится и сразу просит пару гектаров.
Первым выращиванием малины в Брашевичах занялся Анатолий Довгун. В 2014 году в деревне Цыбки он взял три гектара земли.
– У нас в основном выращивают ремонтантную малину. Осенью кусты срезают под корень и довольствуются поздним урожаем. Молодые растения, как и плоды, не так подвержены болезням и требуют меньшего ухода. И ягодный сезон длинный – примерно два с половиной месяца. Три последних года он заканчивается в один и тот же день – 10 октября, с первыми заморозками.
С относительно небольшого участка у дома Анатолий Довгун собирает через день примерно по 50 килограммов ягод. Сущие пустяки по местным меркам. На плантации у деревни Цыбки объёмы, разумеется, другие. В разгар сезона здесь работают до 15 человек. Малину отвозят в Россию или поставляют на заморозку местным компаниям. Со сбытом проблем нет. Правда, цена в течение сезона меняется существенно:
– Бывает, что сегодня малина стоит 3,5 рубля, а завтра – на полтора рубля дешевле. На российских рынках – та же история. Можно съездить и продать ягоду на доллар-полтора дороже, чем у нас, а можно и вовсе потерять деньги. В нашем деле что-то прогнозировать сложно.
Председатель Осовецкого сельисполкома Светлана Гречко удивляет с порога. Оказывается, в окрестных деревнях исключительно под малину отведён 101 земельный участок. Разумеется, популярную в этих краях ягоду люди выращивают и на собственных подворьях. Спрос на землю высок. В некоторых деревнях не осталось ни одного пустующего дома:
– В Язвинах, например, остались незанятыми всего два небольших участка по 15–20 соток. Они не пользуются спросом, поскольку стоимость оформления правоустанавливающих документов не зависит от площади участка. Что за 10 соток, что за гектар платить приходится одинаково. Поэтому люди стараются взять наделы побольше. В Малиновке как раз в стадии оформления находятся три участка площадью от одного до двух гектаров, ещё пара – в Кристиново.
Отправляемся в Язвины. Четыре года назад это была умирающая деревня, в которой не осталось ни одного жителя трудоспособного возраста. Светлана Алексеевна свой первый визит в Язвины в качестве председателя сельисполкома до сих пор отлично помнит:
– Первое, что я увидела, – крыша дома, стоящая буквально на земле. Заброшенные хаты, запущенные участки. Картина жуткая. А потом в Язвинах прописались четыре человека из Дрогичина. Оформили земельные участки, занялись малиной, и деревенька стала оживать. Сейчас она выглядит совершенно иначе.
Язвины производят приятное впечатление. Хорошая гравийка, кое-где уже появились новые заборы, на въезде в деревню растёт молодой сад. Несколько участков находятся в стадии оформления. На некоторых хозяева выкорчёвывают старые деревья, убирают кустарники. Кое-где уже растут сидераты: люпин, гречка, горчица. Осенью здесь высадят малину.
Говорят, когда-то в Язвинах находилась богатая усадьба. Была даже своя больница, школа. В советское время деревня стала центром колхоза. А потом начался обратный процесс. Теперь Язвины переживают второе рождение. Благодаря трудолюбию и предприимчивости полешуков.
Мы останавливаемся у заброшенного участка, заросшего густым, непроходимым кустарником. Светлана Гречко вздыхает: так раньше выглядела вся деревня. Теперь её не узнать. К счастью, и у этого участка тоже появился новый хозяин, который вот-вот приступит к его расчистке:
– Заработанные деньги люди вкладывают и в собственные подворья, как иначе? Разбивают клумбы, газоны, чинят дома. Хорошеют дворы – преображается деревня. Это не может не радовать.
Виктор Шлапаков – из таких, хозяйственных. За забором – ухоженный газон, за домом – малиновая плантация соток на 15. Выращиваннем ягоды Виктор Григорьевич занимается четыре года.
– Не жалеете, что ввязались?
– Н-е-е-т, ну что вы! – удивляется моему вопросу хозяин. – Не знаю, как бы мы жили без малины. Уже и дочь сагитировали. Она хоть и в Дрогичине живёт, но тоже себе участок взяла. Вкалывать, правда, приходится от зари до зари, но и результат есть.
В разгар сезона Виктор Григорьевич со своего участка собирает примерно по 150 килограммов ягод каждые два дня. Ягоду отвозит в Дрогичин, сдаёт оптовикам. Надеется, что в этом году цена будет держаться на хорошем уровне. В прошлом сезоне первую и самую позднюю малину заготовители принимали по 5–6 рублей. В разгар сезона стоимость ягоды снижалась до двух рублей за килограмм. Средняя цена – 3,5–4 рубля.
В этом году известный в районе фермер Анатолий Жарко открыл в Дрогичине «Зелёный рынок», где все желающие могут закупить и сдать ягоду, оформить необходимые документы. К середине августа заработает и цех заморозки. Пока же на рынке тихо. Его директор Владимир Губаревич рассказал, что в пятницу закупались всего три машины. Брали голубику, смородину, чернику. Заготовители, как и продавцы, ждут начала малинового сезона. Все надеются, что он будет удачным.