Впервые пленэр стал самостоятельным мероприятием и прошёл за рамками урбан-форума «Прастора», который состоится 23 июня.
– Когда ленд-арт три года назад впервые пришёл в Витебск, – вспоминает директор центра урбанистических проектов и инициатив «Прастора» Оксана Кузина, – для участия в пленэре мы позвали всех, кто мог создавать хоть что-то похожее на ландшафтные объекты из природного материала: учебные заведения, творческие группы, коллективы, кружки. Тогда никто толком не знал, что такое ленд-арт, все бросились читать об этом в интернете. А члены жюри, которых мы пригласили из Минска, заметили: «Вы, конечно, мужественные люди. Но то, что вы делаете – это не ленд-арт».
Важно – попасть в тусовку
Оставаться просто мужественными людьми прасторовцы не планировали, и уже через год на площадке, выделенной под пленэр в парке Фрунзе появился ментор. Им стал флорист из Литвы Мариюс Гвилдис.
– Чтобы привезти уровневого специалиста, надо быть вхожим в флористическую тусовку. В минувшем году мы ещё не могли себя с полным правом считать её членами, – говорит Оксана Кузина. – Потому попросили ребят из журнала «Планета флористики» нам посодействовать. Так появился в Витебске Мариюс Гвилдис, который помог командам из Витебска, Гродно, Могилёва, Минска, Санкт-Петербурга создать креативные и очень масштабные работы.
На сегодня первый и пока единственный в Беларуси ленд-арт пленэр уже известен в мире. И на личное приглашение директора «Прасторы» ментор этого года – известная флорист из Риги, судья и преподаватель международного уровня, владелица флористической школы Айя Жагариня ответила согласием, заметив при этом, что уже наслышана о мероприятии.
По окончании конкурсной программы госпожа Жагариня поделилась с Витебским Зелёным порталом своими впечатлениями, заметив, что представленные арт-объекты были отнюдь не дилетантскими, а объём работы, который сделали команды за один день, действительно впечатляет. И эта оценка дорогого стоит: в Латвии увлечение ленд-артом началось почти 20 лет назад, и Айя Жагариня имеет огромный опыт организации подобных выставок не только на родине, но и в Индии в Гималаях, в Тайланде, на Алтае, в Карпатах…
Витебск и ленд-арт: непростая история отношений
Витебск – город авангардных решений. И первопроходцем в беларусском ленд-арте он стал не случайно, уверена Оксана Кузина. И тем не менее, приятие новой формы природного искусства пришло сюда не сразу. Показательна почти анекдотичная история минувшего года.
Арт-объекты, созданные под руководством Мариюса Гвилдиса, были очень авангардными и трудоёмкими. Их масштабность продиктовала сама природа: накануне по витебщине прошёл шторм, поваливший немало деревьев. И в качестве материала ландшафтные художники заполучили целых пять грузовиков самой разной древесины. Из неё и творили несколько дней.
Произведения ландшафтного искусства размером по 2-3 метра, должны были остаться в парке как минимум на полтора месяца, до фестиваля искусств «Славянский базар в Витебске». Но уже через несколько дней после окончания пленэра Оксане Кузиной позвонили гости города из Санкт-Петербурга: хотели посмотреть искусство, о котором прочли в интернете, а его нет.
Оказалось, ленд-арт не поняли представители УКПП «Витебское городское ЖКХ» и, посчитав его объекты лишним мусором, демонтировали. Узнав, что это был всебеларусский международный пленэр, директор предприятия был весьма растерян и недоумевал: «Вы хотите сказать, что я снёс культурное наследие»?
Сегодня отношение к инициативе иное: возле объектов фотографируются посетители ботанического сада, некоторые пришли сюда специально ради необычного искусства. А одна из работ займёт своё место возле отдела идеологической работы, культуры и по делам молодёжи Витебского горисполкома.
Хотите создавать ленд-арт? Теперь придётся конкурировать…
В этом году арт-объекты создавали 5 команд. И только одна из них состояла из столичных гостей. Все остальные участники были витеблянами. Показательно и то, что организаторы могли позволить себе роскошь отсоветовать принимать участие в пленэре недостаточно подготовленным командам:
– Мне позвонили женщины, которые тоже планировали заявляться в качестве команды, – вспоминает Оксана Кузина. – Свой опыт они очертили примерно так: мы на даче тоже что-то подобное создаём, плетём плетни, всячески их украшаем. Я честно призналась, что попробовать поучаствовать можно, но если нет дизайнерского, ландшафтного, художественного видения, конкурировать с другими участниками будет очень трудно.
Через год пленэр снова состоится. И совсем не обязательно в привычном, «обкатанном» формате. Директор ботанического сада Юрий Высоцкий готов не только предоставить площадку, но и принять самое активное участие в организации фестиваля цветов, живых ковров, масштабных флористических композиций. С этими идеями, очень популярными в Европе, организаторов познакомила Айя Жагариня.
Каким будет новый пленэр, пока не знают даже организаторы. А Витебский зелёный портал позволит себе познакомить читателей с объектами, созданными в рамках 3 ленд-арт пленэра «Северный ветер» и озвучить комментарии и замечания, которые сделала начинающим мастерам опытная флорист из Латвии.
1. Команда «#Яфлорист», работа «Галочка»
Идея объекта: Выбран знак галочка (или птичка), который ставят, успешно завершая работу. А ещё это знак V – виктория, победа над серыми буднями.
Во время презентации из толпы раздался голос: «А ещё V – это Витебск!»
Комментирует Айя Жагариня: Участники команды показали знание техники, сделали всё очень аккуратно. Мне реально казалось, что они не успеют. Потому предлагала им сделать всё быстрее, не так скрупулёзно. Но они продолжали работать по-своему. Плюсы работы в многообразии трактовки и в использовании материалов, разных по структуре. Аккуратная, чистая работа.
2. Команда «Мастерская Флоренции», работа «Квадрат Малевича»
Идея объекта: Работа посвящена витебской школе авангарда, в частности – Казимиру Малевичу. Для реализации выбран его фирменный знак – квадрат.
Комментирует Айя Жагариня: Для работы очень хорошо найдено место. Объект отлично читается и хорошо смотрится со всех сторон. Здесь есть художественная свобода и знание композиции. Минус работы – один вид материала.
3. Команда «Худграф», работа «Исцеление»
Идея объекта: Весна и красота становятся символом исцеления человеческих душ. Каждому нужен душевный покой. Он – в красоте природы.
Комментирует Айя Жагариня: Несомненный плюс работы – хорошая идея. А ещё огромная творческая фантазия участников. Но им хочется дать небольшой совет: если вы решили серьёзно участвовать в конкурсах, никогда не пробуйте что-то новое прямо на площадке.
4. Команда «Витебского государственного колледжа», работа «Адам и Ева»
Идея объекта: Фантазии на тему библейских символов. Команда рассуждала, о том, что ворота в рай никто не затворял. А граница находится в наших умах. Адам и Ева, пытаются преодолеть границы, выйдя из квадрата в свободное пространство.
Комментирует Айя Жагариня: Для меня эта работа – самая беларуская. Возможно, я не права, но в ней я увидела проявления национального менталитета. Плюс работы – множество разных очень непростых техник. Но я бы расположила её несколько иначе. Например, на асфальте.
5. Команда «Процветы» (г.Минск), работа «Черный кот»
Идея объекта: Черный кот для многих – знак неудачи. Но в этом случае у него противоположная трактовка. Котик тянется к небу. Каждый кусочек угля просверлен и нанизан на леску. На местах элементы удерживают узелки и незаметно нанизанные на леску бисеринки.
Комментирует Айя Жагариня: Кошка выполнена в очень интересной технике, просматривается с обеих сторон. Работе не хватает одного: чтобы она лучше читалась. В больших объектах это очень важно.
Первое место досталось команде «#Яфлорист». Её «Галочку» совсем скоро можно будет увидеть в самом центре города.