Одна из таких историй происходит в наши дни в России, в Республике Башкортостан. В ней есть все — и благие цели, и мирный пикет, и его жестокий разгон ОМОНом, и волна гражданского негодования, последовавшая за тем, и акции солидарности по всему миру.
Противостояние еще не закончилось, однако есть вера, что переломный момент наступил. Глава Башкортостана заявил, что вопрос по шихану считает закрытым — он не может быть источником известняка и ему должен быть придан природоохранный статус.
Что такое шиханы и в чем их ценность?
Уникальность этих гор заключается уже в том, что их осталось всего три — Торатау («крепость-гора»), Куштау («двойная гора») и Юрактау («сердце-гора»). Разработка четвертого шихана Шахтау началась еще в 1950-е годы предприятием «Сода», ныне АО «Башкирская содовая компания» (БСК). Сегодня гора полностью уничтожена.
По своей природе шиханы являются рифами, образовавшимися более чем 200 миллионов лет назад. Тогда на территории современного Башкортостана располагался океан, омывавший два древних континента — Фенносарматию и Ангариду. Когда началось движение материков, приведшее к появлению Уральских гор, а, следовательно, и к возникновению континента Евразия, океан исчез. Сегодня о его существовании напоминают только остатки барьерных рифов, которыми и являются шиханы.
Шиханы интересны уже как геологические памятник. Собой они представляют одиноко стоящие горы. Высота Куштау 357 метров, самый высокий Торатау — 407 м. С башкирского языка «шихан» так и переводится – «одиночная гора» или «островерхий холм». Это явление не уникальное, но весьма необычное.
В Австралии, например, подобные шиханам одинокие холмы посреди пустыни давно уже стали визитной карточкой. При выборе «Семи чудес России» шиханы попали в «полуфинал» по Приволжскому федеральному округу.
Примечательно, что на этих необычных известняковых горах сформировалась своя экосистема, богатая редкими видами. Тут можно встретить армянского шмеля, жука-оленя, пчелу плотника. Также здесь обитает редкая бабочка мнемозина (Parnassius mnemosyne). Интересно, что свое название она получила в честь древнегреческой богини памяти, матери девяти муз. Тем символичнее ее связь с одним из самых древних геологических образований Евразии.
Каждый шихан уникален. Так, Куштау отличается от своих «братьев» тем, что он полностью покрыт лесом. Это поспособствовало распространению тут редкой флоры, среди которой обнаружено 18 видов, внесенных в Красную книгу Башкортостана. Всего, по данным отчета, составленного биологами, на территории шихана обнаружено 35 видов животных, растений и грибов, занесенных в Красную книгу. Например, копеечник крупнолистный, который опыляется уже упомянутыми армянским шмелем и пчелой плотником, или тюльпан Беберштейна, неплохо чувствующий себя на известняковых склонах Куштау. Является гора и местом обитания редких для региона животных, таких, например, как осоед или обыкновенный зимородок.
Нельзя забывать и про культурное значение шиханов. Для башкиров они являются неотъемлемой частью их самосознания, национальным символом. На Торатау обитал бог Кук-Тарахэ, у подножия Юрактау некогда произошла битва с войсками Петра I во время восстания башкир в начале XVIII века, закончившаяся победой объединившихся тюркских народов.
Для местного населения шиханы — свидетели их истории. На них собирались народные собрания йыйын и встречи старейшин (курултай). С ними связаны местные легенды и предания. Нельзя забывать и про то, что шихан Куштау создает единый ландшафтный комплекс с рекой Белой (Агизель) и является частью расположенной вблизи Стерлитамака рекреационной зоны.
Что происходило на шихане Куштуа этим летом?
В последние годы все чаще ходили слухи о том, что АО «Башкирская содовая компания» (БСК) строит планы по захвату новых шиханов для добычи известняка. Гора Шахтау, «царь-гора», уничтожение которой началось еще в 1950-е годы, почти полностью выработана, по мнению экспертов к 2022 году разработка будет завершена.
При этом в прошлом году БСК выплатила своим акционерам рекордные дивиденды — около 13 миллиардов рублей. Поэтому не удивительно, что компания искала новые источники сырья. Выбор пал на Куштау по нескольким причинам, основная из которых — статус. Шиханы Юрактау стали памятниками природы еще во время СССР. Куштау, видимо по причинам промышленного интереса и под влиянием «содового лобби», природоохранный статус до сих пор не получил. Чтобы избежать этой несправедливости экологи, геологи и биологи в последние годы разрабатывали программы по защите шихана, а граждане писали петиции.
О том, что на шихане в ближайшее время планируется начать промышленную добычу соды, стало известно в конце 2018 года. Именно тогда власти Республики, обладающие значительным пакетом акций в компании БСК, нашли «компромиссное решение» — вместо самого высокого шихана Торатау, который в первую очередь стремилось захватить «содовое лобби», на разграбление был отдан Куштау. Это вызвало незамедлительную реакцию общественности.
Так, например, Юрий Шевчук и другие уфимские музыканты записали песню «Шиханы должны жить!» и сняли на нее клип, в котором призвали защитить памятник природы, а БСК перейти к экологически дружественному способу производства соды.
Люди выстраивались в живые цепи, требуя от администрации отменить разрешение о разработке Куштау, а самому шихану присвоить статус природоохранной территории. Эти начинания активно поддерживали как российские, так и международные экологические организации, такие, например, как Greenpeace.
В июле 2020 года стало известно, что БСК планирует геологоразведочные работы уже в этом году, которые должны были начаться с вырубки лесов на шихане. Реакцией стали многочисленные мирные акций, вокруг горы и вдоль трасс стали выстраиваться живые цепи солидарности, а на самой горе с целью противостоять агрессии «содового лобби» возник стихийный палаточный лагерь экологических и гражданских активистов.
Ситуация начала накаляться третьего августа, когда на Куштау приехали лесорубы. Местные жители живым щитом встали, чтобы защитить лес от вырубки. Представители «сырьевой компании» не смогли представить документы, подтверждающие разрешение на вырубку леса, а именно постановление о выводе леса из лесопарковой зоны.
Пятого-шестого августа на территории Куштау начались провокации против активистов со стороны людей в камуфляже и масках, появилась полиция, которая попыталась жестко разогнать участников мирной демонстрации.
Апофеозом противостояния стало девятое августа, которое запомнилось не только длинной живой цепью в защиту шихана, в которую выстроилось около трех тысяч башкир, но и нападением на лагерь активистов. В 22:30 на палаточный лагерь напали неизвестные в гражданском, предположительно сотрудники ЧОП «Центурион».
На тот момент на горе оставалось всего несколько десятков человек, однако, узнав о случившемся, на следующий день к шихану начали приезжать сотни людей с желанием поддержать мирный протест. Попытка БСК силой запугать гражданских активистов не увенчалась успехом.
Началось противостояние за гору Куштау, которое достигло апогея 15 августа. В тот день представители БСК решили провести ответный митинг в поддержку плана разработки Куштау, который, как оказалось, был отвлекающим маневром. Одновременно с ним произошла атака на лагерь активистов. Среди людей в камуфляжной форме, которые разносили палатки, был опознан и глава ишимбайского района Азамат Абдарахманов. Также в разгоне протестующих принял участие ОМОН и полиция.
Башкиры не оставили защитников Куштау. Люди стали приезжать из Стерлитамака, Урняка, Ишимбая, других городов, в том числе из Уфы, которая находится за 140 километров от шихана. ОМОН пытался разогнать толпу с помощью шумовых гранат, вокруг горы был установлен забор из колючей проволоки, однако это не останавливало людей.
16 августа глава Башкортостана Радий Хабиров приехал на шихан Куштау и выступил с призывом прекратить конфликт — БСК вывести технику и рабочих с Куштау, активистам и демонстрантам также разойтись. Он обещал, что разработки на шихане не будут вестись, а также призвал найти мирное решение по конфликтному вопросу.
21 августа Хабиров заявил, что Куштау будет придан статус природоохранной территории. До 4 сентября он обещал собрать пакет документов и если не будет найдено иного решения, то передать их в Министерство природных ресурсов и экологии с целью придания Куштау статуса памятника природы.
Сегодня защитники Куштау сдержанно празднуют победу, понимая, что ситуация по-прежнему до конца не разрешена. Многие из участников мирных акций были задержаны и в общей сложности получили 273 суток ареста. БСК также заявила, что будет сокращать производство и начнет увольнение сотрудников. Тем не менее, многие активисты верят, что основная цель достигнута — шихан останется жить.
Если вам захочется узнать больше о защите шихана, то могу порекомендовать посмотреть небольшой документальный фильм «Битва за Куштау».
Как эхо победы под Куштау отозвалось в Беларуси
Когда начинаешь пристальнее всматриваться в эту историю, то удивляешься тому, как много совпадений объединяет августовские события в Беларуси и в Башкортостане. В тот самый час, когда «тихари» атаковали мирный лагерь активистов на шихане, в Беларуси полиция с особой жестокостью избивала участников мирной акции, используя шумовые гранаты и резиновые пули.
Ни там, ни там это не осталось без ответа со стороны граждан, которые отказались признавать произвол властей, вышли на акции протеста. И там, и там граждане инициировали создание Координационного совета, цель которого было достигнуть поставленных целей.
К сожалению, в Беларуси власть отказалась услышать народ. Можно это объяснить тем, что в Башкортостане был конфликт между гражданами и частной компанией, поддерживаемой властью, а в Беларуси — непосредственно конфликт граждан с властью. Возможно, именно по этой причине победу под Куштау было одержать проще. Однако главное то, что в обоих случаях люди проявили и продолжают проявлять солидарность, проводят исключительно мирные акции, отказываются признавать заведомо несправедливые решения, не боятся поддержать попавших в беду товарищей.
Любители конспирологических теорий будут уверять, что и в Башкортостане, и в Беларуси действовали схожие политические технологии: мирные акции протеста, живые цепи, акции солидарности, создание Координационных советов. В поиске аналогий можно зайти в дурной символизм и с пеной у рта уверять, что Республика Башкортостан — это же РБ, а главный университет там БГУ.
Даже клич схож — «Живе Куштау» раздается в Башкортостане и в ответ ему вторит «Живе Беларусь». Однако сердце народа невозможно обмануть, оно видит причины и следствия. Уничтожать уникальный памятник природы ради обогащения — это объективное зло без каких-либо «но».
Обманывать и затем избивать граждан своей страны — это объективное зло без каких-либо «но». Защитники Куштау смогли сделать значительный шаг к победе, тем самым показав в очередной раз, что мирные акции имеют успех. Это добрая весть, которая вселяет оптимизм в тех, кто продолжает идти к целе и ратовать за справедливость.