На днях в Минприроды Беларуси рассказали, как страна сокращает выбросы парниковых газов.
Со слов заместителя министра природных ресурсов и охраны окружающей среды Ивана Приходько, в 2021 году Беларусь якобы сократила выбросы парниковых газов на 36,7 %, а с учетом данных по землепользованию и лесному хозяйству – аж на целых 57,8 %.
Чиновник ссылается на данные государственного кадастра парниковых газов, который был представлен в апреле текущего года в Секретариат конвенции ООН об изменении климата. Именно туда Беларусь ежегодно предоставляет кадастры (списки данных) о своих достижениях в области выполнения Парижских соглашений.
Вот только специалисты, которые регулярно отслеживают данные из кадастров, уверяют: бравые отчеты беларусских чиновников о выполнении показателей не имеют ничего общего с реальными действиями Беларуси по сокращению этих самых выбросов парниковых газов.
И понять это может практически любой здравомыслящий человек, внимательно взглянув на отчеты Минприроды, которые тщательно сохраняются в Секретариате, и которые, в отличие от данных Белcтата, невозможно «подправить» в любой момент.
В общем, следите за руками (в нашем случае – за цифрами).
О чем речь?
В ноябре 2015 года Беларусь внесла в секретариат Рамочной конвенции ООН об изменении климата свой предполагаемый национально-определяемый вклад в сокращение выбросов парниковых газов. Фактически взяла на себя добровольные обязательства по сокращению объемов выбросов тех самых газов. Этому предшествовало издание Лукашенко соответствующего указа.
В нем были обозначены базовые значения для выбросов (137,8 млн т), объемы их поглощения (-20,6 млн т) и объемы чистых выбросов (117,2 млн т). Эти значения также можно увидеть в обновленном вкладе нашей страны.
Основой для принятых обязательств стал государственный кадастр парниковых газов за 2015 год. С тех пор Беларусь ежегодно предоставляет кадастры в секретариат РКИК ООН и ежегодно пересчитывает все ряды данных, начиная с 1990 года.
Цифры пустились в пляс
Специалисты говорят: изменяя каждый год коэффициенты пересчета в кадастре, чиновники постоянно искусственно «улучшают» ситуацию, а потом браво об этом рапортуют с высоких трибун.
Так, мы провели анализ кадастров за 2015, 2017, 2019, 2021, 2023 годы и заметили очевидное несоответствие реальной ситуации (см. таблицу ниже).
Особенно хорошо это видно по ряду 2013 года: поглощение парниковых газов было -21,73 млн т в кадастре 2015 года, -35,12 млн т в кадастрах 2017 и 2019 годов, -48,95 млн т в кадастре 2021 года, -46,02 млн т в кадастре 2023 года. Та же картина во всех остальных рядах за 2015, 2017, 2019 годы.
Ситуация ясна как день: рос себе лес в 2013 году, «суперспециалисты» рассчитали поглощение парниковых газов, а затем ежегодно к тому же самому лесу применяли «другие» коэффициенты, которые делали более «красивую картинку» для отчетов (хорошо что хоть секретариат РКИК ООН хранит все отчеты и не меняет цифры в статистике, как это постоянно делает Белстат).
Итого, поглощение парниковых газов одним и тем же лесом, состояние которого зафиксировано в лесном кадастре (нет, он не помолодел, не увеличился в площади, бонитете (потенциальной продуктивности и скорости роста деревьев), запасе, не стал зеленее, толще, выше), возросло в 2,1 раза: с -21,73 млн т по кадастру 2015 года до -46,02 млн т по кадастру 2023 года.
Та же картина во всех остальных рядах за 2015, 2017, 2019 годы. Поглощение парниковых газов за 2015 год возросло в 1,6 раза: с -27,41 млн т по кадастру 2017 года до -43,81 млн т по кадастру 2023 года; за 2017 год – в 2,8 раза: с -13,3 млн т по кадастру 2019 года до -36,96 млн т по кадастру 2023 года.
– Ежемесячно до санкций на экспорт поставлялось 60 тысяч кубометров пиломатериалов. Мы немного просели в июле 2022 года, когда вступили в силу санкции. Но у нас уже были наработки, поэтому сейчас мы вышли на 77 тысяч кубометров – это исторический максимум поставки пиломатериалов на экспорт, - не так давно заявил Лукашенко министр лесного хозяйства Александр Кулик.
И эти слова косвенно подтверждают, что ситуация в лесном хозяйстве страны далека от той идеальной картинки, которую пытаются нарисовать чиновники Минприроды. Беларусский лес в его нынешнем состоянии просто не может компенсировать больше выбросов, чем делал этого в предыдущие периоды. Его методично уничтожают, рапортуют чиновники.
А что же выбросы?
С ними ситуация выглядит немного лучше – их чиновники Минприроды «искусственно снижают» более мягкими темпами. Так, согласно отчетам Беларуси в 2013 году количество выбросов парниковых газов снизилось на 5,8 млн т: с 100,26 млн т по кадастру 2015 года до 94,46 млн т по кадастру 2023 года.
Ловкость рук – и 5,8 млн т как ни бывало! Зато есть красивая цифра и можно смело рапортовать о том, как Беларусь серьезно заботится о мировом климате.
Конечно, можно было допустить, что у Минприроды есть крупные реализованные климатические проекты, о которых общественности ничего не известно. Так показали бы беларусам карбоновые фермы, построенные (а не отжатые у инвесторов) солнечные парки, введенные за последние два года сотни мегаватт ветропарков.
Вот только ничего реального страна показать не может. Зато поощряет режим манипуляции с цифрами и данными, не стесняясь озвучивать их на международных трибунах.
Нам очень хотелось бы посмотреть на перечень реализованных климатических проектов, в которых верифицированы углеродные единицы сокращения и поглощения выбросов. Ведь это были бы не просто цифры в отчетах, а реальное подспорье беларусской экономике.
Их можно было бы уже сегодня быстро продать на добровольных углеродных рынках. При самом приблизительном подсчете 8,27 млн т сокращений плюс 21,34 млн т поглощений по цене 5 долларов за тонну – и государственная казна могла бы пополниться на 148 млн долларов.
Или углеродные единицы все же не нарисованные, а реальные, а Минприроды не продает их на углеродных рынках в ущерб беларусской экономике? Тогда хотелось бы услышать оценку такого «разгильдяйства», если не сказать «саботажа», со стороны правоохранительных органов.
На сегодняшний день независимые специалисты даже не уверены в том, что в Беларуси в принципе есть система валидации и верификации проектов выбросов парниковых газов. Ведь если бы она была, тогда в рамках государственной экологической экспертизы в Беларуси проводилась бы оценка уровня сокращения парниковых газов и их влияния на климат…
В целом, заключают специалисты, выполнение нашей страной взятых на себя добровольных обязательств по сокращению объемов выбросов парниковых газов вызывает слишком много вопросов, на которые нет ответа, зато есть красивые отчеты и фиктивные результаты.