Чернобыльский набат. И, словно удар колокола, до боли знакомый вопрос: «А хто там iдзе..?» И эхо: «Беларусы…» Сцена превратилась в оживший фотоальбом 80х – школьники, молодые мамы, военные, старики.
«Третий Ангел вострубил, и упала с неба большая звезда, горящая подобно светильнику, и пала на третью часть рек и на источники вод. Имя сей звезде "полынь"; и третья часть вод сделалась полынью, и многие из людей умерли от вод, потому что они стали горьки», – мерно чеканил голос чтеца, будто метроном на минуте молчания.
И действительно: второе, народное, название полыни – чернобыльник…
На этих словах библейского пророчества из-за кулис вышел «ангел» со свечой в руках, зажёг от неё лампаду на сцене и прочитал «Символ веры». Будто оживлённые пламенем свечи, герои «чернобыльского фотоальбома» один за другим стали подходить к центральному микрофону и рассказывать свои маленькие трагедии, из которой сложилась одна большая драма, длинной в 30 лет…
Если и оставались у зрителей такие струны души, которые не затронула эта народная исповедь, то даже они тревожно срезонировали от звуков музыки: от скрипки в руках Андрея Кириловича до общей финальной песни «Молитва» из репертуара «Песняров» на слова Янки Купалы.
Основным актёрским составом были учащиеся эстрадного отделения колледжа. Настоящим чудом воспринималась способность столь молодым людям живо и по-настоящему передавать боль и трагедию тридцатилетней давности, к которой взрослое и руководящее поколение уже успело выработать «иммунитет забвения» и толстокожесть.
Человечество привыкло, что время лечит. Каждые полвека-век мы забываем ужасы предыдущей войны, превращаем память о ней в фарс и развязываем новую. И эту же привычку пытаемся переложить на чернобыльскую трагедию: свыкаемся, забываем, снижаем заботу о пострадавших людях и территориях.
Только с ядерными катастрофами это не работает! Насколько уменьшилось радиационное загрязнение земель за 30 лет?! Какие ещё сюрпризы хранит под собой чернобыльский саркофаг, который на сегодняшний день имеет статус «неорганизованного хранилища высокоактивных радиоактивных отходов»?!
Остаётся только верить, надеяться и …молиться.