29.04.2016 / 15:04

Зачем нужна партия зелёных, особенно в стране, которую западноевропейские соседи уверенно причисляют к диктатурам? С другой стороны, может, именно в Беларуси ей и место: здесь можно расти и при этом не быть политическим актором в полном смысле слова. Что значит заниматься экологической политикой в нашей республике, и в каком направлении ей следует развиваться, обсудили на тематической встрече представители общественности, беларусских и европейских зелёных.

Возможность развиваться, не участвуя в реальной политике

Дискуссия, посвящённая зелёным партиям и их развитию в различных странах, прошла в Минске 25 апреля с участием беларусских НГО и местной партии «Зелёные», а также гостей из ЕС. Глупый вопрос «Зачем существовать «зелёным» политическим структурам?» положил начало обсуждению.

«Зрелые демократии работают на основе партий, — говорит Мар Гарсия Санс, Генеральный секретарь Европейской партии зелёных. — Партии презентуют различные способы восприятия мира. Нужны и те, кто будет отстаивать точку зрения людей с «зелёным» мировоззрением».

«В Европе всё понятно: там парламент и зрелая демократия… Но зачем партия в Беларуси?» — спрашивает модератор дискуссии Ирина Сухий у следующей участницы, председателя Беларусской партии «Зелёные» Анастасии Дорофеевой.

«Существование партии «Зелёные» может показаться бесполезным. Но такая организация нужна, — ответила она. — Текущая политическая ситуация в стране не навсегда, и когда-нибудь система принятия решений изменится».

В иной системе управления партия могла бы защищать интересы простых граждан, НГО и тематических инициатив на политическом уровне. А пока же ей стоит этому поучиться:

«Сейчас у нас есть уникальная возможность развиваться, не участвуя в реальном политическом процессе, — продолжает Анастасия и называет такую возможность роскошью. — Она мало кому достаётся… Мы можем тренироваться на кошках».

В настоящем же участницы дискуссии ограничили возможности формированием видения ситуации и поиском своих сторонников:

«Именно то, чем мы занимаемся сейчас и занимались вчера (речь о конференции к годовщине аварии на ЧАЭС — прим. автора) и представляет собой политику, — говорит Мар Гарсия Санс. — Она заключается в обсуждении».

 

Внешняя политика: зелёные не повлияли на снятие санкций

«Даже в текущей ситуации партия зелёных необходима: мы должны работать с людьми, — считает Татьяна Новикова, член совета ОО «Экодом» и координатор Беларусской антиядерной кампании. Ведь партия нужна не только для влияния на десижн-мейкеров (тех, кто принимает решения — прим. автора), но и чтобы продвигать наши ценности на широком поле.  

Говорят, есть оппозиционные партии и есть некие зелёные. Но мы не равнозначны: оппозиционные сегодня более зрелые».

По мнению Татьяны, зелёным ещё предстоит пройти этот путь: выстроить свою структуру, научиться влиять на СМИ и людей, на политику других стран по отношению к Беларуси:

«Ведь заметьте: с Беларуси сняли санкции, когда страна выпустила политзеков, причём не всех. У меня появился вопрос: а это, простите, все наши проблемы? Теперь мы можем спокойно обсуждать, нужна ли АЭС, и демократически принимать решения?»

 

Доступ к принятию решений — это участие в поисках компромисса

Как изменить ситуацию, в которой беларусские зелёные не могут влиять на события внутри страны и ещё не научились вне?

«Есть два способа стать теми, кто принимает решения: влиять на этих людей либо стать такими людьми самим, — советует Весна Юсуп из Европейской партии зелёных. Она является членом секретариата и занимается координацией и сотрудничеством с региональными партиями зелёных.

— Но если вы станете такими людьми, это не значит, что вы займёте какое-то место у власти. Это значит, вы будете формировать тот мир, которого хотите».

Другими словами, получив доступ к принятию решений, зелёные всё равно не будут решать всё в свою пользу. Но зато они смогут смещать фокус в сторону своих идей.

 

Сплочённость способствует принятию решений

Ещё один механизм для увеличения влияния предложила Татьяна Новикова, исходя из изученного ею опыта в США. На её взгляд, решающее воздействие оказывает степень сплочённости разных социальных групп: не только НГО или партий, но также местных жителей, бизнеса, науки.

Когда государство является правовым, синергетический эффект поможет даже пятитысячному городку спасти себя от многомиллиардной корпорации, которая желает добывать уран. Но даже если законы работают не всегда, такая сплочённость даёт возможность лоббировать свои интересы на многих уровнях, в том числе на уровне десижн-мейкеров.

 

«Мы в своих маленьких гетто»

От механизмов влияния партии модератор предложила перейти к вопросу сотрудничества:

«Взаимодействия НГО и партий практически не происходит, мы в своих маленьких гетто, — отмечает Ирина Сухий. — Я знаю, что у Весны был опыт участия и в НГО, и в партии. Какими могли бы быть отношения между сообществами?»

«Есть всего один тип отношений, — комментирует собеседница. — Это сотрудничество. Нельзя тратить человеческие ресурсы на противостояние».

Своё видение отношений озвучила Анастасия Дорофеева: НГО и низовые инициативы, близкие идеологически, могут формировать политическую повестку для программы партии.

 

Испугаются ли экологи ЛГБТ-сообщества?

Стоит уточнить, что повестка для зелёных намного шире, чем экология.

«Это движение включает в себя и гендерные проблемы, и права животных, и многие другие вопросы», — поясняет Весна Юсуп.

И один из вопросов зала коснулся как раз широты интересов. «Насколько может быть вредно для партии то, что она занимается гендером — вопросом, неоднозначным для общества?» — задал вопрос мужчина.

«Активная кооперация с ЛГБТ-сообществом может остановить некоторых людей. Но это не должно нас пугать, ведь это вопрос о том, что нужно стоять на своей позиции, — считает Анастасия Дорофеева.

Такие группы наиболее дискриминируемые в Беларуси, даже в среде оппозиционной или среди людей, неравнодушных к экологии. Но кто-то является гомофобом, а кто-то просто не имеет информации».

 

«Семь женщин в дискуссии — это не смешно!»

Дискуссия скучноватая, а причина тому — недостаточное биоразнообразие среди спикеров — такой вывод озвучил Игорь Корзун из кампании «Городской Лесничий».

«Скажите, а почему не соблюдён гендерный баланс? — прозвучал от него вопрос. Зал засмеялся от неожиданности и очевидности: и правда, все семь спикеров — женского пола. Что, как отметила Весна Юсуп, на панельной дискуссии для неё впервые.

«Это вам не хихоньки, — продолжил Игорь. — На это даже не обратили внимания, но аспект важен: если гендерный баланс не соблюдён, то в сознании происходит перекос. Достаточно скучный доклад, никто его не оживляет и никто ни перед кем не хочет показаться. Это абсолютно неэкологично.

И я говорю не о равенстве полов, а о биоразнообразии. Чем состав разнообразнее, тем выше качество! Об этом говорил Дарвин».

В ответ прозвучало предложение, что мужчин можно пригласить в следующий раз, а в целом, да, общество патриархально, и гендер — это о равенстве возможностей и так далее. Подробнее на данной теме остановятся на отдельном мероприятии, которое Беларусская партия «Зелёные» обещала организовать в начале лета.

Автор:
Фотограф:
Анна Волынец
Листайте дальше, чтобы прочитать следующую новость