29.05.2019 / 11:05

О том, как жители Минского района страдают от неприятных запахов от иловых прудов, мы уже писали. Противостояние с властями продолжается, только вот оказалось, что вонь – не единственная проблема во всей этой истории.

Что не так с прудами

После долгого пути по трубам и специальной обработки на Минской станции аэрации, все нечистоты из города выводятся и вывозятся в иловые пруды – огромные накопительные карьеры, расположенные всего в полукилометре от деревни Синило. Сейчас там 17 иловых прудов и создаётся 18-й. Чиновники утверждают, что всё делается в соответствии с законодательством, и что проблемы нет никакой в принципе. Но проблема есть, и не одна.

Во-первых, 18-й пруд создаётся с учётом того, что сейчас из семнадцати старых активен только один (№17). Только это неправда: сливы идут и в некоторые другие пруды. Соответственно, воздействие на окружающую среду оказывается большим, чем утверждают ответственные лица. Более того, местные активистки смогли уличить чиновников во лжи благодаря данным с гугл-карт: там отчётливо видно, что в некоторых прудах, которые объявлены недействующими, идёт слив.

Во-вторых, Минскводоканал отрицает сам факт загрязнения воздуха возле иловых прудов. Официальная позиция такая: превышений по концентрации загрязняющих веществ не было выявлено с 2011 года. И это не ложь, но очень специфически поданная правда.

Проблема в том, что важны в реальности не только показатели по отдельным веществам – надо учитывать суммарный эффект выделений различных веществ. Так, по группе суммации аммиака, сероводорода и формальдегида только за шесть месяцев 2018 года (второй и третий кварталы) было восемь превышений, и три из них были зафиксированы в жилой зоне. Таким образом, можно смело утверждать, что превышения есть, и что они случаются систематически.

Важно понимать, что загрязнённый воздух – это гораздо большее, чем просто причина небольшого дискомфорта. В 2017 году в Минском районе вырос уровень заболеваемости по сравнению с 2016 годом. Конечно, нельзя утверждать, что виной этому только загрязнение воздуха из-за функционирования иловых прудов, но игнорировать этот фактор было бы нелогично. Чаще всего местное население сталкивается с болезнями органов дыхания. Количество смертей, связанных с этими заболеваниями, в Минском районе в 2017 году выросло на 30%. На 9,2% вырос показатель смертности от новообразований (чаще всего это онкопатологии кишечника, трахеи, бронхов, лёгких и желудка).

Но дело не только в загрязнённом воздухе. Строительство восемнадцатого пруда практически «заблокировало» часть яблоневого сада, заложенного в 2011 году.

 Mvb.by
Mvb.by

 

Сад Шредингера

В бизнес-плане на 2011 год у фабрики был такой пункт: «Закладка интенсивного сада на капельном поливе площадью 100 га, стоимостью 3 млрд рублей (около 1 млн долларов США – прим. редакции). Реализация проекта позволит получить товарный урожай высококачественных яблок в 2015 году 30 тонн/га. Источники финансирования: 1 млрд. руб. – бюджетные средства, 2 млрд. руб. – собственные средства».

Проект назывался инвестиционным и был направлен на полноценную интеграцию и повышение эффективности присоединённого МРСУП «Совхоз Волма».

В ноябре того же года Александр Буйчик, заместитель начальника главного управления потребительского рынка Мингорисполкома, заявил Белта, что Минская овощная фабрика уже закладывает сад. Правда, площадь сада увеличилась в сравнении с заявленной в бизнес-плане, в три раза: теперь это был яблоневый сад с капельным поливом площадью 300 га. Соответственно, и стоимость инвестиций увеличивалась, но точные цифры неизвестны.

Посадки планировалось растянуть до 2015 года включительно, а уже через полтора-два года после начала закладывания сада должны были появляться первые плоды. В целом, планы были грандиозные: по словам Александра Буйчика, в наиболее урожайные годы можно будет собирать не меньше 7 тысяч тонн яблок. Урожай, как планировалось, должен поставляться на потребительский рынок Минска.

 pixabay.com
pixabay.com

«Перед столичной сельскохозяйственной отраслью поставлена задача по развитию садоводческой деятельности. Этот вопрос очень серьезный, ведь предстоит решить ряд организационно-технических мер, чтобы вырастить и сохранить урожай. Но самое главное, минчане будут обеспечены отечественными яблоками», - сказал тогда чиновник.

В 2015 году Водоканал работает над проектной документацией илового пруда №18, и так получается, что по этой документации часть сада  попадает в санитарно-защитную зону и, соответственно, выпадает из производства, потому что по беларусскому законодательству в санитарно-защитных зонах запрещено выращивать продукты питания. Проект прошёл экспертизу, пруд был вырыт. Как только он будет введён в эксплуатацию, часть сада нельзя будет использовать.

Активисты направляли в Мингорисполком запрос с просьбой прояснить некоторые моменты, связанные с это проблемой:

  • Как производился перерасчет санитарно-защитной зоны (СЗЗ) иловых прудов в связи со строительством очередного 18-го пруда-накопителя?
  • Законодательно СЗЗ в 500 метрах соответствует производительности очистных сооружений от 50 до 280 тысяч м³/сутки. Производительность Минской очистной станции по разным данным от 500 до 700 тысяч м³/сутки. Почему размер СЗЗ не был пересчитан для таких аномальных объемов?
  • Почему пруд №18 вырыт на расстоянии менее 500 метров от объектов по выращиванию сельскохозяйственных культур, используемых для питания населения? Это запрещено законом.
  • Если предыдущие вопросы о СЗЗ справедливы, то каким образом Минприроды одобрило строительство 18-го пруда накопителя, если СЗЗ не соответствует нормам?

Ответом на запрос была отписка, а чётких пояснений по поводу санитарно-защитной зоны так и нет.

Впрочем, о 300 га речи уже в любом случае не идёт. В 2017 году ГУПР Мингорисполкома совместно с «Национальным пресс-центром Республики Беларусь» организовывал пресс-тур для Беларусских СМИ и давал информацию о том, что плодовый сад Минской овощной фабрики занимает площать 188 га, а собирают в нём около 300 тонн яблок в год. Напомним, что изначально в планах было получать не менее 7 тысяч тонн в урожайные годы.

 

За чей счёт банкет?

Инвестиционный проект, которым по задумке является сад, должен быть прибыльным – в этом, собственно, вся его суть. Но вот мы имеем ситуацию: из-за действия одного предприятия (Минскводоканал) другое предприятие (Минская овощная фабрика) терпит убытки, в то время как извлечение прибыли и удовлетворение экономических интересов учредителя и работников предприятия указаны как основные цели деятельности организации. Логичным продлжением такой ситуации было бы судебное разбирательство, в ходе которого фабрика отстаивала бы свои финансовые интересы. Тем не менее, такого искового заявления не существует.  Но почему?

На самом деле, всё очень просто: учредителем и водоканала, и фабрики является Мингорисполком. Не может же он себя подать в суд! Зато тратить бюджетные средства на сад, который в результате оказывается малоэффективным и частично «заблокированным» из-за строящегося рядом илового пруда, Мингорисполком очень даже может.

Так что же дальше будет с той частью сада, которую после введения пруда №18 в эксплуатацию, нельзя будет использовать? Кто ответит за нарушения и трату бюджетных средств? Кажется, никто. Минскводоканал и Минская овощная фабрика достигнули «определённой договорённости», согласно которой фабрика «обязуется не производить продукцию для ииспользования и реализации в пищевых целях на участке плодового сада, попадающего в СЗЗ Илового хозяйства».

Правда, остаются открытыми некоторые вопросы. Почему договорённость заключается между фабрикой и водоканалом, хотя водоканал никоим образом не заинтересован в том, насколько объёмным будет производство Минской овощной фабрики? Каков юридический статус этой договорённости? Кто и каким образом будет следить за её выполнением? Какими будут санкции в случае нарушения договорённости?

Но есть вопросы и по нынешнему использованию сада. Его вообще обслуживают? Куда и по какой цене идёт продукция? На сайте Минской овощной фабрики в разделе «производство» о саде нет ни слова. В разделах «продукция» и «цены» яблок нет.

Зелёный портал будет продолжать следить за ситуацией вокруг иловых прудов и яблоневого сада.

Автор:
Листайте дальше, чтобы прочитать следующую новость