Перейти к основному содержанию
29.10.2018 / 13:10

Необычный процесс ворвался в звуковой фон города, чтобы на три часа вырвать его жителей из гремящего шума и вернуть в атмосферу комфорта и уюта – ближе к природе. Витебский Зелёный портал пообщался с главным дирижёром о том, как можно менять звуковой фон города.

Услышать среди шума города песню жаворонка. Уловить через грохот машин шелест вековых дубов. Прочувствовать прелесть умиротворяющих сельских звуков на центральной улице мегаполиса. Всё это оказалось возможным в Витебске в один из тёплых дней ранней осени.

Впервые за 5 лет существования проект «Классика у ратуши с velcom» покинул пределы столицы и приехал к нам. Пресс-релизы заманивали зрителя произведениями Вивальди и Моцарта. Но главными на необычном оупен-эйре были не они. Программа стала своего рода гимном живой природе.

 

Познать себя

Программа, с которой музыканты Заслуженного коллектива Республики Беларуси Музыкальной капеллы «Сонорус» приехали в Витебск, – вторая для коллектива в рамках проекта и весьма необычная. Составил программу и привёз в Витебск главный дирижёр капеллы Александр Хумала.

– У меня было несколько моментов, которые я хотел бы предусмотреть, компонентов, которые стремился совместить, – рассказывает маэстро. – Но главное, чего бы я однозначно не хотел – это развлекать. Академическая и классическая музыка не предназначены для этого. Это процесс познания себя и окружающего мира. Он сродни чтению хороших книг, просмотру хороших фильмов, картин, скульптур...

Александр Хумала очертил три цели, к которым стремился, составляя программу для своего коллектива. Последняя, третья цель, логично следует из названия концерта «От Барокко до современности». Она в том, чтобы пройти через четыре столетия, посмотреть, как со временем менялась музыка. А вот об остальных мы поговорили отдельно.

 

Цель первая. Музыкальная

Маэстро отмечает: он хотел представить музыку, которая на первый взгляд может показаться сложной. Поэтому в программе практически нет так называемой популярной классики. Зато есть редко исполняемые произведения. Пусть не такие знакомые, но не менее прекрасные. И уж совершенно точно, в корне отличные от музыки для развлечения.

– Популярная музыка – она как фастфуд. Открывают пакет из Макдональдса, пахнет картошкой и вот её уже нестерпимо хочется. Так же и с популярной музыкой. Она рассчитана на первобытные рецепторы. Для неё не нужна интеллектуальная воля вообще, – говорит Александр. Но я не хотел бы утверждать, будто человек, чтобы слушать классику, должен быть высоко образован или абсолютно грамотен. Ведь у каждого есть душа и мозги, каждый обладает волей.

А дальше, считает маэстро, всё развивается по логичному сценарию: человек проявляет волю, делая выбор в пользу интеллектуальной музыки, после неё возникает послевкусие. А что с этим делать дальше – выбор каждого. Подтолкнуть витеблян в первую очередь к такому выбору и было задачей программы.

– Мы вынуждены жить в условиях маркетинга, поэтому должны навязывать это отношение к искусству, – формулирует свою миссию Александр. – Именно к высокому искусству. Потому что остальные навязывания – попсовые, лёгкая классика – они работают намного эффективнее. Да, проверенным путём идти легче. Но самая яркая особенность «Соноруса» в том, что мы понимаем: без экспериментов нет движения вперёд.

Цель вторая. Стать ближе к природе

– Я хотел продемонстрировать не просто качественную, редко исполняемую музыку, но ещё и произведения, которые связаны с одной важной и интересной для меня темой – окружающей средой, – поясняет Александр. – Многие композиторы вдохновлялись тем, что нас окружает. Мне казалось, если мы выберем программу, отвечающую именно природной тематике, то в контексте открытого пространства, на природе, это будет совершенно по-другому восприниматься.

Произведения действительно звучали не самые популярные, но удивительно атмосферные. Разницу в их восприятии в стенах концертного зала и на лоне природы маэстро оценил ещё до того, как родился проект. Тогда, когда в репертуаре «Соноруса» появился концерт Dumbarton oaks Игоря Стравинского. Произведение посвящено старинной усадьбе в пригороде американской столицы, известной своим парком, в котором растут дубы:

– Мне повезло быть в этом месте и слушать там произведение Стравинского, – вспоминает дирижёр. – В старом парке концерт звучит совсем по-иному, логичными становятся мельчайшие нотки, которым изначально не придаёшь значение: вот шелестят дубы, щебечут птицы, живут своей незаметной жизнью жучки и паучки…

Другое проникновенное произведение исполнили и в Витебске. «Взлетающий жаворонок» английского композитора XIX-XX веков Ральфа Воан-Уильямса оркестры не часто включают в программу. Возможно, из-за того, что соло для скрипки с оркестром – очень сложная задача для скрипачки. Тем не менее, в исполнении Оксаны Герасимёнок оно звучало блестяще.

Были в программе и произведения современного польского композитора Хенрика Гурецкого, окунающие слушателя в атмосферу загородной жизни, и «Великого Астора» - аргентинца Астора Пьяццоллы, который посвятил свой концерт для баяна с оркестром Аконкагуа – высочайшей вершине Южной Америки, и итальянца Отторино Респиги, который на основе барочных произведений композиторов XVI-XVII веков написал сюиту «Птицы». В конце концов, не оказались обделенными и фанаты популярной классики: для них сыграли «Времена года» Антонио Вивальди.

Мелодии природы, ретранслированные композиторами, очень органично вписались в ландшафт – Витебский концерт проходил в парке Фрунзе, голос города ушел на второй план, уступив место звукам парка, леса, птиц:

– На открытом воздухе очень много отвлекающих факторов, – отметил маэстро. – Но мы заметили: во время концерта была удивительно тихо. Жаворонка слушали, казалось, затаив дыхание: вот он летит, вот крыльями машет. Улица и произведение не просто совместились, а будто даже дополнили друг друга.

Букет из разных цветов

Изучив влияние на мозговую деятельность человека разных звуков, психологи пришли к выводу, что среди них есть вредные для здоровья (современная коммерческая музыка, написанная на низких частотах, шум, бранная речь) и полезные (высокочастотная классическая музыка, звуки природы, народные и религиозные мелодии). Можно ли, благодаря таким проектам, изменить звуковой фон города на более дружественный для нас? Это уже начинает происходить, считает собеседник и делится своими наблюдениями, основанными на богатом опыте, который подарили ему поездки по разным странам мира:

– Наш город уже становится лучше. Есть частные инициативы, которые пытаются всё изменить. Но он в любом случае должен звучать по-разному. В европейских городах вы встретите множество уличных музыкантов. Я в 2013-2014 году пару месяцев работал в Лионе. Там в метро музыканты играют хорошую джазовую музыку. И сразу становится понятно, почему у людей нет агрессии, почему все улыбаются. Строгий же голос в нашей подземке: «оплатите проезд!» – на мой взгляд, превращает человека серую плиту. Но и в Минске уже есть подобные инициативы: музыканты играют в метро классическую музыку в день рождения Баха. Есть проект, в рамках которого на открытом воздухе в музее Азгура современная музыка дополняет старый фильм. Идея этого проекта несколько иная, но любые звуки – как лепесток в букете. Букет можно сделать из роз, а можно из разных цветов. И музыка города должна быть разной.

Городские кафе, считает маэстро, тоже могут звучать совершенно по-разному: здесь проблема в их менеджменте. И если не гнаться за прибылью, а добиваться комфорта и уюта, то почему бы не поэкспериментировать со звуком: наверняка, в городе найдутся любители выпить кофе под классические мелодии, а не современную коммерческую музыку. И тогда уже речь может в том числе и о высокой культуре досуга.

«Сонорус» изменил звуковой фон Витебска. И горожане с благодарностью приняли эти изменения. Более того, многие признавались: если бы концерты стали регулярными, они бы не пропускали такие мероприятия. А значит, Александр Хумала был бесспорно прав, когда заметил:

– Я точно знаю: такая музыка останется в сердцах. Потому что я не просто верю в силу музыки и искусства, я знаю эту силу.

Автор:
Фотограф:
sonorus.by
Листайте дальше, чтобы прочитать следующую новость