29.11.2019 / 13:11

А ещё зоозащите и тем, кто продвигает ЗОЖ.

Baltic Internet Policy Initiative и Офис европейской экспертизы и коммуникаций провели исследование интернет-аудитории Беларуси. Людей опрашивали на предмет того, знают ли они об общественных организациях, доверяют ли им, какие считают более и менее важными, готовы ли сами участвовать в их деятельности.

Результаты оказались очень интересными – есть чему порадоваться, но есть над чем и взгрустнуть. Но, конечно, надо понимать важную особенность проведённого опроса: его проходили те, кому не лень тратить время на всплывающие окна с интернет-опросами. Логично предположить, что это, наверно, более активная аудитория, чем «в среднем по больнице».

Начнём с хорошего. Больше половины опрошенных (71%) знают хоть одну общественную организацию в своём населённом пункте. Предсказуемо более высокой оказалась информированность в крупных и так называемых промышленных городах. Вероятно, это связано в первую очередь с тем, что в крупных городах организаций больше, а в промышленных населённых пунктах могут ярко «выстреливать» отдельные темы, связанные с той же экологией и влиянием производств на здоровье местных жителей.

Чтобы оценить уровень доступности информации об организациях, у людей спрашивали, что именно они знают об их работе. Здесь результаты тоже достаточно предсказуемы: лучше всего респонденты информированы о направлениях деятельности организаций, и хуже всего – о финансовой отчётности. Почти три четверти опрошенных хотели бы знать больше.

В 57% случаев опрашиваемые утверждали, что доверяют общественным организациям, и уровень доверия оказался практически одинаковым во всех возрастных категориях. А вот корреляция с занятостью очень интересная: меньше всего общественных организациям доверяют те люди, которые нигде не учатся и не работают. Если предположить, что это не совпадение, и что здесь есть причинно-следственная связь, то она может объясняться общей усталостью, разочарованностью и даже некоторой озлобленностью со стороны людей, которые не имеют работы.

В общем и целом 69% респондентов положительно относятся к общественным организациям и инициативам, и этот показатель выше среди молодой аудитории и тех, кто живёт в городах с населением более 500 000 человек.

55% респондентов считают, что общественные организации должны заниматься решением общественных проблем, но только 33% уверены, что так и происходит в реальности. От депутатов и органов власти у людей наиболее высокие ожидания, но их работой люди довольны меньше всего.

vice.com
vice.com

 

Лидирует экология, а гендер – в аутсайдерах

Исследование показало, что больше всего аудитории доверяет организациям, работающим с темой экологии, зоозащитникам и тем, кто продвигает идею здорового образа жизни. А вот инициативы, связанные с гендерным равенством, региональным развитием и и неформальным образованием, оказались в аутсайдерах.

Невозможно сказать однозначно, почему так происходит. Что касается гендерного равенства, то, вероятно, дело в том, что проблемы экологии на слуху у массового потребителя дольше, чем гендерные вопросы. Но не стоит игнорировать тот факт, что сдвиг в сторону гендерного равенства имеет серьёзный ценностный барьер – большому количеству людей до сих пор сложно принять, что неравенство – это проблема, а не естественный ход вещей.

Предсказуемо проектам по гендерному равенству чаще доверяют женщины.

Почему мало доверяют инициативам, связанным с региональным развитием? Возможно, сама эта идея не находит (пока что?) большого отзыва в стране, где около четверти населения живёт в столице. Есть вероятность, что всему виной глобальная разочарованность в мелких населённых пунктах, и люди более склонны доверять идее, что из малых городов и деревень стоит мигрировать. Ещё один фактор, который может влиять на уровень доверия к этим инициативам – это размер их непосредственной целевой аудитории. Чем более масштабным видится проект, тем больше ему уделяют внимания СМИ, тем больше о нём говорят местные жители, и тем больше у окружающих становится поводов ему доверять.

Недоверие проектам, связанным с неформальным образованием, может объясняться тем, что в последние годы появляется невероятное количество всех возможных мастер-классов, курсов, школ и других образовательных проектов. К сожалению, далеко не все из них имеют высокие стандарты качества, что отражается на имидже отрасли в целом.

А экологические организации лидируют не только по уровню доверия - их люди считают и наиболее важными. Экология оказалась на первом месте по значимости во всех возрастных категориях и во всех типах населённых пунктов.

 

Чем старше люди, тем меньше их готовность проявлять активность

20% опрошенных сказали, что уже участвуют в работе общественных организаций и инициатив или готовы начать это делать в ближайшем будущем. Но общий потенциал участия (в эту статистику добавляются те, кто «скорее готовы, чем нет», «не исключают такой возможности) – в три раза больше.

Интересно, что достаточно активными оказались люди, которые работают больше 40 часов в неделю. Выходит, что высокая занятость на работе и, соответственно, малое количество свободного времени не становятся помехой.

Ещё одна тенденция – чем старше возрастная группа, тем меньший у неё потенциал участия. Это можно объяснять сменой приоритетов, потерей веры в собственные возможности и общим скепсисом, который растёт с возрастом.

Если молодёжь полна надежд и веры в свои силы, то со временем этот запал часто утрачивается и вытесняется историями неудач. Многие люди начинают всё больше времени уделять семье (сначала с появлением детей, а потом – внуков), они меньше готовы к дополнительной трате ресурсов и рискам, связанным с общественной деятельностью.

creativereview.co.uk
creativereview.co.uk

 

Женщинам важны ценности, мужчинам – возможность помочь

Что побуждает людей заниматься общественной деятельностью? В первую очередь их привлекает возможность стать частью интересного проекта, но важно и то, чтобы ценности организации или инициативы совпадали с их личными ценностями, чтобы были поставлены ясные и чёткие цели, и чтобы была возможность кому-то помочь.

Так или иначе, практически всегда в мотивации сочетается эгоизм и альтруизм: одного желания мира во всём мире надолго не хватит, но и исключительно на желании потешить эго и получить какие-то собственные выгоды долго в активизме не продержаться.

Опрос показал, что женщинам более важны совпадения ценностей и ясность целей, чем мужчинам. А для мужчин возможность кому-то помочь оказалась более значимым фактором, чем для женщин.

Не совсем понятно, как эти ответы сочетаются с реальностью, в которой волонтёрство, связанное с непосредственной помощью – пристройство животных, помощь детям с инвалидностью и прочее – почти исключительно женские сферы. Возможно, чтобы разрешить это противоречие, надо узнать, что именно конкретные респонденты понимают под помощью другим и как конкретно они готовы кому-то помогать.

njartscouncil.org
njartscouncil.org

 

«Меня никто не попросил»

А что мешает людям присоединяться к общественным организациям и инициативам?  Чаще всего респонденты отвечали, что их просто никто об этом не попросил. Возможно, у них нет конкретных идей, с которыми они могли бы идти к активистам, а может, они стесняются или считают себя недостаточно компетентными. Причин не проявлять активность первыми – огромное количество, и они, по большому счёту, не особенно важны для самих организаций. Важно то, что привлечь новых людей можно, обратившись к ним.

Также респонденты отмечали, что им мешает отсутствие знаний, как участвовать в работе организаций, у них не хватает времени на активизм (но при этом, как уже говорилось, люди с занятостью более 40 часов в неделю достаточно активны в общественных организациях).

Некоторые не верят, что могут что-то изменить своим участием, а часть отвечающих отметила, что не доверяет организациям, в которых могла бы проявлять активность. И меньше 100% респондентов сказали, что общественная активность – это не модно.

 

Перепосты – наше всё

У респондентов также спрашивали, как именно они сами готовы участвовать в решении проблем местного сообщества. Самые популярные ответы – помогать инициативам других и распространять информацию. В топе также оказалось подписание обращений и участие в общественных обсуждениях. В общем, мы готовы распространять информацию о чужих проектах, что в реалиях Беларуси 2019 года означает делать перепосты в социальных сетях.

А на вопрос, каким волонтёрством могли бы заниматься респонденты, они чаще всего выбирали сбор и передачу вещей нуждающимся, информирование, участие в мероприятиях и благоустройство территории. Сбор финансовых средств стал очень непопулярным ответом.

Люди готовы делать репосты, рассказывать друг другу о прочитанном, увиденном и услышанном, готовы ходить на субботники и другие мероприятия, но не готовы подпускать общественные организации к своим кошелькам.

Но вот что интересно: финансироваться общественные организации должны, по мнению опрошенных, с помощью общественных сборов (за краудфандинг проголосовал 41% респондентов) и из средств местного бюджета (40%). То есть люди считают краудфандинг хорошим инструментом, но сами не очень готовы финансово вкладываться. Это, конечно, иронично и грустно одновременно, но тоже очень предсказуемо.

Автор:
Листайте дальше, чтобы прочитать следующую новость