Зелёный портал записал тезисы выступления Анастасии Бекиш. И может с уверенностью сказать, что до очищения природы нам всем как до Луны и обратно. Но кое-что позитивное все-таки произошло. И в наших руках предпринять следующие важные шаги, чтобы не вернуться к прежней жизни, но сделать будущее более комфортным и безопасным для нашей жизни и здоровья.
Насколько сильно очистилась планета?
Безусловно, у того, что сейчас происходит в контексте карантина во многих странах мира, есть положительные моменты. Во-первых, уже сегодня можно наблюдать, как очистился воздух. Кадры из Дели, где вместо смога, прозрачный воздух, отличный тому пример. Снижение загрязнение воздуха происходит по всему земному шару.
И это важно, потому что по данным ВОЗ загрязнение воздуха становится причиной преждевременной смерти 7 миллионов человек ежегодно.
Кроме того, между загрязнением атмосферного воздуха и тяжелым течение COVID-19 есть взаимосвязь. В Германии доступны данные исследования, о том, что люди, которые проживали на более загрязненных территориях, больше страдают от коронавируса.
Во-вторых, очистились водные ресурсы. И опять-таки, это хорошо видно на кадрах из столицы Перу Лимы, где вода в местной реке стала прозрачной. Понятно, что это очищение связано с остановкой или сокращением производств, что привело к существенному снижению промышленных стоков в водные ресурсы.
При этом по данным того же ВОЗ к 2025 году половина населения земного шара станет испытывать систематический водный стресс. Вода станет новой нефтью.
Третий положительный эффект карантина – снижение выбросов антропогенных парниковых газов. В Китае в пик пандемии это снижение достигло 25%. По итогам 2020 года по прогнозам экспертов мы будем видеть снижение на глобальном уровне на 5%.
Но каждый из этих положительных итогов хорошо бы закрепить.
Что же касается минусов карантина, то о них пока мало говорят. Самый очевидный из них – рост количества отходов. До пандемии во многих странах наблюдалась устойчивая тенденция к отказу от пластика, но сейчас мы, к сожалению, стали потреблять его больше. Это связано с попытками остановить распространение вируса, с заботой о нашем здоровье. Но факт остается фактом.
Кроме обычного бытового пластика – одноразовой посуды и упаковки, к отходам добавились медицинские отходы. Их количество стало просто огромным, только в Китае медицинские отходы увеличились на 6%.
Второй негативные фактор – увеличившиеся риски для дикой природы. Сегодня заповедники и национальные парки по всему миру, которые лишились туристов, а значит и финансов, не могут себе позволить охранять территории так же качественно, как раньше. При этом местное население из-за пандемии и карантина беднеет и вынуждено заниматься браконьерством. Это хорошо видно на примерах национальных парков в Африке.
В Беларуси Минприроды тоже обращалось к неравнодушным гражданам с призывом помогать центрам диких животных и зоопаркам, которые также зависят от количества посетителей, от туристов. И если у вас есть такая возможность, то нужно им помочь.
Какие долгосрочные эффекты от карантина мы можем ожидать?
Но все, о чем говорилось выше, – это эффекты сегодняшнего и, скорей всего, завтрашнего дня. Что же будет происходить с природой и экологией в последующие месяцы и годы?
К сожалению, из опыта предыдущих кризисов – шансы невелики. В 2008-2009 году во время всемирного экономического кризиса также наблюдалось значительное понижение количества выбросов, но после стал даже больше. Почему это стало возможным? После окончания кризиса правительства многих стран были вынуждены принимать решение, каким образом они будут стимулировать экономику и спасать ее? И они сделали выбор в пользу поддержку грязных производств.
И уже сейчас мы наблюдаем попытки откатить экологические нормы на второй план, чтобы дать возможность бизнесу за счет этого восстанавливаться.
В Беларуси сегодня идет обсуждение указа президента об освобождении от ответственности предприятий за причинение ущерба окружающей среде. И это очень плохой знак.
Понятно, что в ближайшей перспективе нас ждет снижение доходов населения. Часто говорят, что люди мало думают об экологии и безопасности тех же продуктов питания, когда у них низкие доходы, когда им нужно думать, чем накормить семью. Но хотелось бы, чтобы мы понимали, что экологически чистые товары – это инвестиция в наше здоровье.
В будущем нас, скорей всего ждет сужение фокуса политического внимания на проблему изменения климата. Еще в прошлом 2019 году изменение климата стало одним из главных вопросов на выборах во многих европейских странах. Так 67% избирателей в Швеции ответили, что эта тема была в приоритете, когда они принимали решение на голосовании.
ЕС принял новую стратегию, Европейский зеленый курс, которая стала результатом подъема интереса к этой теме. И если он будет выполнен, то это станет наиболее существенным экологическим шагом, который повлияет на все сферы жизни людей.
Сегодня ЕС продолжает настаивать, что, несмотря на кризис и пандемию, не собирается отказываться от своей новой стратегии.
В ближайшее время нас человечество продолжит испытывать последствия изменения климата. Уже сейчас Европа ждет летнюю засуху, а Африка страдает от нашествия саранчи. И эти факторы будут усугубляться.
Мы будем свидетелями существенного продовольственного кризиса, который ляжет на закрытые границы, сломанные цепочки поставок и прочее.
Что с этим делать?
Первое и самое очевидное, о чем сегодня говорят эксперты, восстановление экономики и нормальной жизни должно быть зеленым.
Да, сейчас наша первоочередная задача – забота о родных и близких, нам всем нужно решить проблему со здоровьем. Но после того, как этот период завершится, наступит период восстановления экономики. И здесь нужно искать пути, как сделать это восстановление зеленым.
Почему именно таким? Сегодня далеко не все понимают, зачем решать проблему изменения климата. На чем основываются политики, которые обычно очень прагматичные, только ли на мнении людей о том, что изменение климата это плохо? Конечно, нет. Для них важны цифры.
По оценкам Всемирного банка Беларусь уже сейчас теряет до 1% ВВП, около 40% нашей экономики – метеозависимые отрасли. И это значит, что изменение климата, будет бить по нашим карманам. И такая ситуация не только в нашей стране.
Большинство стран мира сегодня сталкивается с экономическими рисками, которые сопровождают процесс изменения климата. О каких рисках речь? Физических, таких как, например, различные экстремальные метеорологические явления (засуха, дождевые бомбы, град, ураганные ветра), которые влияют на урожай, например. И транзитных (переходных) – рисках, связанных с декарбонизацией экономики и изменением политики государств. Когда вводятся новые требования к товарам и услугам, новые ограничения в транспорте или энергетике. Все это влияет на стабильность экономики и ее отдельных отраслей.
После того, как пандемия завершится, нам нужно будет выходить из глобальной рецессии. И если не переходить на рельсы зеленой экономики, то мы будем терять, терять и терять.
Что мы можем предложить? Что подойдет для Беларуси?
Сейчас нужно проверять на «зелёность» все те меры, которые будут предлагаться как меры по стимулированию экономики. Если мы решим поддержать в период кризиса грязный бизнес, то мы не создадим задел для улучшения экономики и экологии в будущем. И окажемся в тупике
Мы не должны позволять бизнесу и государству снижать наши требования к охране окружающей среды. Иначе это нам аукнется проблемами.
Мы должны восстанавливаться так, чтобы не стать хуже, а стать лучше.
Нам нужно стимулировать инвестиции. Мы не живем в ЕС, мы не настолько богатые, чтобы справиться с кризисом самостоятельно. Но у нас в стране нет достаточных условий для привлечения зеленых инвестиций. Хотя по сравнению с прошлым финансовым кризисом 2008-2009 годов ситуация существенно лучше.
Беларусь уже сегодня могла бы стать партнером различных финансовых институций, но для этого нужно изменить законодательную базу. Инвесторы должны понимать, во что они вкладывают деньги, в зеленые или коричневые проекты, насколько они устойчивы и т.д.
Чему нас научила ситуация с коронавирусной инфекцией?
Экология – это не экономика для богатых, это забота обо всех. Мы сегодня увидели, насколько неустойчива торговля, международные сообщения и т.д. Все рухнуло за несколько месяцев.
Своевременная реакция и доверие к глобальным данным – это критически важно. Мы все сегодня видим, как некомпетентные люди принимают решения и каким плачевными могут быть последствия. Надеюсь, что теперь многие стали понимать, что экспертам и ученым нужно доверять, что они основываются на данных и знании.
Сегодня мы видим, что ни одна страна не может самостоятельно справиться с глобальными вызовами, будь то коронавирус, или изменение климата. Только вместе, только сообща.
На примере нашей страны мы видим, что сегодня очень важна солидарность и ответственность. И потенциал этой солидарности и ответственности – огромен. Волонтеры, которые помогают медикам, социальным работникам, уязвим группам населения, – тому отличный пример.