Короед-типограф, повреждающий ельники в пуще и приносящий экономике страны серьёзный урон, тоже не подарочек, но лесное хозяйство Брестчины от него пострадало в меньшей степени. Исключительно потому, что ельников у нас не так много: по нашим краям как раз проходит южная граница распространения ареала. Тем не менее, из-за зловредного жука в прошлом году пришлось пустить под сплошные санитарные рубки 109 га еловых насаждений, в нынешнем за 7 месяцев назначено в рубку уже 77 га. Однако по сравнению с бедами, которые может натворить короед вершинный, это мизер. Для него основным кормовым растением является сосна – главное дерево в наших лесах. Первый признак поражения дерева – изменение цвета хвои. Вначале она светлеет, потом желтеет, наконец, становится рыжей и осыпается. Причём первыми усыхают деревья высших классов по классификации Крафта: самые высокие, с толстыми стволами, широкой кроной.
«Такие деревья имеют максимальную испаряющую площадь поверхности хвои, – поясняет лесопатолог Брестского государственного производственного лесохозяйственного объединения Олег Макаревич. – В последние годы у нас наблюдается дефицит влаги в почве. Зимой мало снега, летом – дождей. Зато ураганных ветров стало больше, а из-за них – буреломы и ветровалы. Древостой ослабевает, и его заселяют вредители, ускоряя процесс гибели».
Новое патологическое явление, получившее название «короедное усыхание сосны», наблюдается в Беларуси с 2010 года и постоянно расширяет географию. К нам оно добралось, как уже говорилось, в прошлом году. Вначале вершинный короед в массовом количестве объявился в Ивацевичском районе, с начала этого года начал свирепствовать в Столинском, Лунинецком и Пинском, а теперь уже отмечен в Дрогичинском и Ганцевичском районах. Очаги поражения развиваются преимущественно на возвышенных участках, на опушках лесов, по границам высохших болот. То есть в местах, где на протяжении последних лет зафиксирован существенный дефицит влаги при росте температур и ветровых нагрузок. По причине нехватки влаги только в этом году в Брестской области погибли 1200 га леса. Из них на 200 га «отметился» вершинный короед.
Бороться с короедом практически невозможно – при благоприятных природных условиях он распространяется в лесу как пожар. К слову, только с помощью огня от него и спасались раньше: повреждённые деревья вырубали и увозили, а порубочные остатки сжигали. Если этого не сделать, они становятся кормовой базой и «яслями» для новых личинок жука. Но в последние годы из-за высокой пожароопасности в лесах такой метод почти не применяется. Вот и размножаются вредители – что вершинный короед, что короед-типограф – в геометрической прогрессии.
Лесники стараются работать на опережение: постоянно проводят мониторинги состояния лесов, и если обнаруживают новые очаги поражения, стараются оперативно реагировать. Но явление это для нашей страны новое, его симптомы маскируются под другие патологии леса, и короед всегда оказывается на шаг впереди. Специалисты опасаются: если дефицит атмосферных осадков при усиливающихся ветрах сохранится и в последующие годы, то усыханию и нашествию вредителей могут подвергнуться и другие породы деревьев – берёза и ольха. Уж больно нехорошая тенденция прослеживается: в начале нулевых в Беларуси отмечалось массовое усыхание дубрав, потом – ельников, теперь под ударом оказались сосны.
Так и вообще без своего зелёного богатства останемся...
Опасные факторы нашествия нового вида короеда
- Лесопарковая зона в черте Бреста (район областной больницы, Задворцы и др.), как и парк Воинов-интернационалистов, на 90 % состоят из сосны. Если вершинный короед доберётся до Бреста, город потеряет заметную часть своего зелёного убранства.
- Причиной стремительного увеличения численности вершинного короеда и прочих стволовых вредителей учёные называют изменение климата. Соснам и елям становится жарко в наших широтах, и их «иммунитет» слабеет.
- Здоровое дерево способно просто залить смолой ходы жука и его самого, и короед погибнет. У ослабленных деревьев сил на это нет, как нет и необходимого давления при дефиците влаги. Кроме того, «созревшая» сосна продуцирует меньше смолы и не может защищаться от вредителей.
- Вершинный короед признан одним из наиболее опасных видов стволовых вредителей в странах ЕС. В базе данных ксилофагов Европы (BAWBILT) он занимает шестое место по вредоносности из 40 наиболее опасных стволовых вредителей.