В этот же промежуток времени датские и шведские сейсмологические станции зафиксировали подводные взрывы в этих районах. Один из них имел магнитуду 2,3 балла. Было обнаружено три места утечки. 29 сентября береговая охрана Швеции заметила четвертое повреждение газопровода.
Эксперт по энергетической безопасности из университета Бонна, доктор Франк Умбах (Frank Umbach) назвал прорыв магистралей «катастрофой с точки зрения климатической политики».
Как сообщает немецкое Deutsche Welle, пока газ продолжает выходить из труб, Датское морское управление установило в районе аварии запретную зону радиусом в 9 км для судов и в 1 км — для самолетов. На поверхности воды все еще наблюдаются пузыри газа. Площадь самого большого составляет 1 квадратный километр, самого маленького — 200 квадратных метров.
Представитель Министерства окружающей среды Германии заявил, что «утечки из газопровода «Северный поток» не представляют серьезной угрозы для морской среды Балтийского моря».
В то же время эксперты отмечают, что воздействие выбросов на климат будет значительным в долгосрочной перспективе.
Несмотря на то, что ни один из двух поврежденных трубопроводов «Северный поток», которые проходят между Россией и Германией, не работал, оба они содержали природный газ. В основном это метан — парниковый газ, который является самой значительной причиной повышения температуры Земли после углекислого газа.
Как пишет The Guardian, масштабы утечек до сих пор неясны, но, по приблизительным оценкам ученых, они могут составить от 100 000 до 350 000 тонн метана.
«Северный поток-2», предназначенный для увеличения поставок газа из России в Германию, как сообщается, содержал 300 кубических метров газа к моменту, когда Берлин приостановил процесс сертификации незадолго до вторжения России в Украину.
По словам Жасмин Купер, научного сотрудника Имперского колледжа Лондона, один только этот объем будет соответствовать 200 000 тоннам метана. Если бы все это поднялось на поверхность, то превысило бы 100 000 тонн метана, которые попали в атмосферу в результате выброса в каньоне Алисо, крупнейшей утечки газа в истории США, которая произошла в Калифорнии в 2015 году.
«Это может стать одной из крупнейших утечек газа, — говорит Купер. — Климатические риски от утечки метана достаточно велики. Метан является мощным парниковым газом. Воздействие метана в 30 раз сильнее, чем CO2, в течение 100 лет и более чем в 80 раз в течение 20 лет».
Профессор Грант Аллен, эксперт в области наук о Земле и окружающей среде Манчестерского университета, отмечает, что это огромное количество газа, которое вырвалось наружу.
«Если у вас есть небольшие источники газа, природа поможет нейтрализовать этот газ».
При разливе нефти в результате аварии на нефтяной платформе Deepwater Horizon воздействие метана было сильно ослаблено бактериями.
«Мой научный опыт говорит мне, что при такой значительной утечке метан не успеет раствориться в природе естественным путем. Таким образом, значительная часть будет выброшена в атмосферу в виде газа».
По словам Аллена, в отличие от разлива нефти, газ не окажет такого же значительного загрязняющего воздействия на морскую среду.
«Но с точки зрения парниковых газов это безрассудный и ненужный выброс в атмосферу».
Как отмечает российский эколог Жора Каваносян, который расследовал катастрофы на Камчатке и в Норильске, данный выброс не сильно повлияет на климат.
«Если в акваторию Балтийского моря попало порядка 200 тыс. тонн метана (СН4), то в этом году метана в атмосферу попадёт на 0,03% больше. Ежегодный выброс метана в атмосферу составляет 560 млн тонн. Однако стоит держать в голове, что метан — очень важный и очевидно недооцененный парниковый газ».
В то же время ситуация с флорой и фауной, которая попала в зону заражения, крайне неприятная.
«Во-первых, по данным датских геофизиков, взрывы, которыми террористы уничтожали ветки Северного потока, оцениваются до 100 кг в тротиловом эквиваленте. Это очень серьезные взрывы, в результате которых огромное количество рыбы и млекопитающих могло получить гидродинамический удар и разрыв легких или воздушного пузыря. Для сравнения, одна инженерная шашка в 200 гр. тротила может оглушить всю рыбу в небольшом дачном пруду. А тут 100 кг и 3 взрыва».
Большая часть метана в результате утечки попадет в атмосферу, поскольку данный газ плохо растворяется в воде. Та часть, которая задержится в воде, будет переработана метанотрофными бактериями. В результате они будут выделять углерод в процессе окисления метана.
«Точно так же происходит в районах метангидратных месторождений в Арктике. Ничего сверхопасного, с учетом сравнительно небольших масштабов утечек метана, расцвет метанотрофных бактерий в Балтийском море нам не сулит».
Эколог отмечает, что данное экологическое бедствие можно назвать локальным.
«По сути, погибнет только та флора и фауна, которая попала непосредственно в зону взрыва и в последующий за взрывом газовый столб».
Однако, чтобы получить достоверные сведения о последствиях аварии такого масштаба, необходимо провести дальнейшие исследования.
В среду, 28 сентября, Датское энергетическое агентство сделало заявление, что трубопроводы содержат 778 млн. кубометров природного газа, что эквивалентно 32% ежегодных выбросов CO2 Дании.
Эти данные почти в два раза превышают объем, изначально подсчитанный учеными, что значительно повысит оценки выбросов метана в атмосферу с 200 000 до более чем 400 000 тонн. Агентство сообщило, что более половины газа уже вышло из труб, а оставшаяся часть, как ожидается, выйдет к воскресенью.