«Я ИЗ БОГАТОЙ СЕМЬИ, МНЕ ВСЕГДА ВСЕГО ХВАТАЛО»
Недавно канадцы Джеффри и Джули решили прожить год без покупок: ребята всерьёз озаботились тем, что их дом полон ненужных вещей, а траты с ростом доходов только увеличиваются. Сначала семья отказалась от покупок в магазине, потом от сферы услуг (парикмахерские, рестораны, кафе). Через год им удалось собрать кругленькую сумму. Но самое главное: пара научилась жить по-новому и в итоге почувствовала себя более свободной.
Минчанин Алексей запросто мог бы провести такой же «опыт» в США, где он довольно долго жил. Но парень пришел к аскетичному образу жизни уже здесь, на родине. А время, проведённое в сытой Америке с её невероятным количеством товаров и услуг, этому только поспособствовало.
– Я из богатой семьи, мне всегда всего хватало – даже слишком, – рассказывает Леша. – Я всегда знал, что родители дадут мне квартиру, машину, образование. Как и планировалось, в 13 лет меня отправили учиться в США. И тут я немного удивился: треть населения страдает от ожирения, ещё часть людей бесплодна, многие сидят на антидепрессантах. Это была новая реальность: люди берут кредиты, покупают дорогие дома и машины, а счастье не находят.
В США Леша общался с ребятами из богатых семей, чьи родители не смогли бы потратить и часть своих денег за всю жизнь. Но были ли эти люди счастливы, становились ли лучше? Леша уверенно отвечает: «Нет».
– Друг моего отца в США помог мне найти работу, я часто навещал его в Нью-Йорке, он меня возил в самые крутые рестораны города – наверное, я перепробовал все кухни мира (смеется). Но я видел, что качество жизни ну никак не повышается от того, что ты много ешь и пьешь. А к старости чрезмерное потребление даёт о себе знать: люди приезжают в клиники умирать или платят огромные деньги, чтобы учиться заново правильно есть и хоть как-то поддерживать свой организм. На одну из таких клиник я и наткнулся. Я видел, как у ворот паркуются дорогие авто, из них выкатываются старушки, которые еле ходят, а потом через пару недель они уезжают из клиники уже окрепшими. Для них это последняя инстанция. Именно это заведение стало для меня таким откровением: я полностью изменил рацион питания – стал вегетарианцем, долго сыроедил. И постепенно поменял свое отношение к материальным благам цивилизации.
– Без чего ты можешь обойтись?
– Да без всего. Я могу спать на полу – мне не нужна постель, и так на самом деле для здоровья полезнее. Я могу чистить зубы солью и стирать пеплом – в общем-то, так и делаю. Скоро я уезжаю в Европу и возьму минимум вещей с собой: всё уместится в рюкзак. Мне нужны две пары брюк, две футболки и тёплая куртка. И ещё в Штатах я купил плеер и планшет – до сих пор ими и пользуюсь, чтобы читать книги и слушать музыку.
– А если бы тебе досталось много денег, например наследство, куда бы потратил?
– Конечно, часть пожертвовал бы. Но вообще мне бы хотелось дом. Небольшой, но уютный. В котором могла бы жить моя семья. И очень хотел бы работать на земле.
«ЧЕЛОВЕК СЛОВНО БОИТСЯ УМЕРЕТЬ ОТ ГОЛОДА»
О своём маленьком доме мечтает и минчанка Анастасия. Девушка комфортно чувствует себя без многих благ цивилизации – ей не нужны салоны красоты и спа-центры, бассейны и кинотеатры. Всему этому она нашла качественную замену: на даче, где она сейчас живет, есть озеро. Вместо спа можно сходить в баню, а хороший фильм посмотреть дома с друзьями. «Всё зависит от восприятия, – говорит Анастасия. – У меня есть качественные заменители всего этого, и я живу без потери фана».
На одежду Анастасия почти ничего не тратит – они обмениваются вещами с подругами, носить всегда есть что. С едой тоже все просто:
– У меня есть дача, и довольно много трав я собираю: листья малины, мята и мелисса, крапива, чёрная смородина. Вообще, я очень мало трачу на еду. Мои друзья из Москвы рассказывают, как в конце недели москвичи едут в крупный гипермаркет и закупаются на неделю. Берут какое-то неимоверное количество сыров, колбас, и половина из этих продуктов потом оказывается в мусорном ведре. Человек словно боится умереть от голода.
Сегодня вообще гиперпроизводство всего, и всё в очень больших объёмах скупается про запас. Люди делают какие-то совершенно нерациональные траты – мне кажется, это болезнь общества. Я не покупаю продукты на неделю. Я не ем мясо и яйца, хлебобулочные изделия и сладости, а творог и молоко покупаю свежие раз в два дня. Мой холодильник никогда не забит под завязку.
– А есть что-то, без чего вы бы не могли прожить?
– Ясное дело, что, если б я оказалась в Сибири, мне было бы не прожить без валенок и пальто. И от них я бы точно не отказалась. Но тут вопрос, без чего не прожить, а без чего жить будет некомфортно. Я бы не отказывалась от электричества и интернета. От благовоний, которые очень люблю и никогда не пожалею денег на хорошие. Машина мне не нужна – я езжу стопом и на 200 километров, и на 2 000. Могу отказаться от покупки косметики: очень много средств по уходу за собой я делаю сама. Скраб для лица и тела, шампуни. Средства для мытья посуды. На протяжении года я не использовала никакой косметики, только приготовленную собственноручно – мне это нравилось, я изучала рецепты и развила в себе много хороших привычек. И сделала вывод: без всего этого можно совершенно нормально существовать.
«ЕСЛИ Я БОЛЬШЕ ТРЁХ МЕСЯЦЕВ НЕ ПОЛЬЗУЮСЬ КАКОЙ-ТО ВЕЩЬЮ – ОТДАЮ ЕЁ»
Минчанка Светлана тоже не скупает баночки и бутылочки с косметикой тоннами. После рождения старшей дочки она нашла отличный эликсир от всех болячек – масло ши. Им и ранки можно смазать, и щёчки в мороз, и опрелости полечить. Многочисленные присыпки и пенки, кремы для разных частей тела – всё это, считает Света, навязывают нам корпорации-производители. А у многих мам забота о ребёнке ассоциируется с покупкой ему чего-то. Зная это, производители паразитируют на родителях, предлагая какие-то новые средства, подгузники, детское питание – естественно, всё самое лучшее. Но, скупая все это тоннами, автоматически не становишься хорошей мамой. Ребёнку ведь не важно, сколько у него будет игрушек, ему важнее, кто с ним играет.
– Нет, это не значит, что у моих детей вообще нет игрушек, – смеётся Светлана. – Моей старшей дочери бабушки и дедушки очень много всего дарили – так выражали свою любовь. В один момент мы с мужем поняли, что уже перебор. Хотя, видя, сколько всего скупают некоторые наши знакомые, я понимала: у нас-то ещё по минимуму. В общем, пока ребёнок спал, устроили сортировку: сложили в мешки то, чем не пользуемся, – отдали в детский дом. А дочери оставили её любимые игрушки. Мы ничего не выбросили, я вообще считаю, что выбрасывать – это ужасно. Лучше отдать или продать. Мы таким образом очистили свою квартиру, и в самом деле стало легче дышать.
С вещами Светлана расстается просто: если что-то не использует больше трёх месяцев – отдает. А после очередной такой «раздачи» садится и составляет список вещей, которые нужно купить. Или список «хотелок», в который можно писать вообще всё, что в голову придёт. Потом девушка перечитывает его несколько раз и понимает, что три пары обуви не нужны, от куртки можно и отказаться. Список постепенно «худеет», и через пару дней он уже содержит действительно самое необходимое, за чем семья и отправляется в магазин.
– Я, как и любая женщина, многое хочу. Но список у меня постоянно перед глазами, и я всё время на него смотрю, анализирую, понимая, что совершенно спокойно могу обойтись без каких-то вещей. И не буду чувствовать себя ущербно. У нас вообще в доме довольно мало вещей: нет, например, большого шкафа, что спасает от соблазна накупить всего. Вся наша одежда сезонно кочует из кладовки на вешалки и обратно. Много одежды мы покупаем в секонд-хенде. Но иногда покупаем дорогие вещи, потому что это выгодное вложение: хорошая дорогая куртка может служить тебе пять зим.
Одна из комнат в нашей квартире вообще почти пустая, и в ней так много пространства для игр! Можно разложить конструктор, а когда приходят гости – все пьют чай, рассаживаясь на полу. Такой образ жизни для меня сейчас абсолютно естественен. Я не говорю, что знаю, как полностью отказаться от потребления, – но я иду к тому, чтобы минимизировать его, учусь этому. Стараюсь следовать принципу 4R: reduce, reuse, recycle, refuse (уменьшать, повторно использовать, перерабатывать, отказываться). Мне очень помогла книга «Зелёный драйвер»: в ней говорится простым языком о вещах, которые лежат на поверхности. Но были и какие-то откровения. Я вообще советую попробовать быть свободным от потребления – это кайф.
– А какова конечная цель всего этого?
– Получать удовольствие от жизни, а не от обладания чем-то, какой-то вещью. Я живу так и передаю эти знания своим дочерям. Чтобы они жили в лучшем мире, как бы это высокопарно ни звучало. Мои дети общаются с другими малышами, у которых в семьях заведено чуть ли не каждый день покупать новую игрушку. И мне приходится объяснять им, почему нам не стоит сейчас покупать очередную безделушку. Я хочу привить своим детям осознанность в потреблении и работаю над этим. Доходы нашей семьи в последнее время увеличились, а расходов всё меньше. Это радует – теперь сэкономленные деньги уходят на путешествия. Мне очень нравится фраза: «Какая разница, сколько лет твоим кедам, когда ты гуляешь в них по Парижу». Мы вряд ли купим себе дорогой кожаный диван и огромный телевизор на всю стену. Видеть море даже через самый качественный экран – это ничто по сравнению с реальными ощущениями, с реальными запахами и цветами. Я не особо нуждаюсь в спа-салонах – мне достаточно сходить в баню к друзьям. Маникюр сделать у знакомых.
Нет, я не призываю людей отказываться от всего этого: ведь кому-то действительно нравятся такие развлечения и трудно без этого жить. Но достаточно попробовать жить иначе – и точно втянешься. Сейчас для меня отдых с семьей не ассоциируется с развлекательными центрами и шопингом. Я не буду чувствовать себя неудачницей, если не обзаведусь машиной, например, или чем-то ещё. Наверное, в этом и заключается свобода.