Главный зубровод, зубровед и «зубролюб» пущи Алексей Буневич знает о зубрах всё. 40 лет назад он окончил Брестский педагогический институт и поступил на работу в Национальный парк «Беловежская пуща». Сегодня он – кандидат биологических наук, старший научный сотрудник, автор 120 научных работ.
Депортация 114 кавказцев
– Я не единственный «зубровед» в Беловежской пуще, есть и молодые научные сотрудники, которые пошли по стопам профессора Петра Козло, – сразу пояснил Алексей. – Первоначально мы занимались изучением естественной кормовой базы для диких копытных животных под руководством кандидата наук Людмилы Корочкиной, она первая в Беловежской пуще начала работу с зубрами. Поголовье в то время, возможно, казалось большим, но в какой-то момент было решено оставить в пуще только беловежских зубров, и около 114 особей с примесью крови кавказского зубра вывезли в Украину и Предкавказье.
Чем отличаются беловежские зубры от кавказских?
– Неспециалист их не отличит. У кавказско-беловежского зубра другая шея, выделяется курчавость на морде. В 1923 году провели перепись всех зубров в питомниках и зоопарках мира. В Польше каждый год издаются племенные и родословные книги, где указано, в какой стране сколько зубров. Наша задача – постоянный мониторинг, учёт, регистрация приплода, отхода, убыли. Нужно знать, сколько животных находятся на подкормках, сколько ушли за пределы пущи, сколько бродят по полям.
Сколько всего зубров сейчас в пуще?
– На начало года в пуще было 480 животных – с молодняком и телятами, а всего в стране их около 1500. Чтобы популяция считалась устойчивой, надо довести её хотя бы до 1500 взрослых особей. Однако в Беловежской пуще зубрам становится тесновато. По нашим данным, оптимальное количество зубров для лесного массива должно составлять 350 голов. Мы могли бы передать в другие заповедники более 100 голов. Во времена СССР существовал проект, предусматривавший объединение наших и российских зубров. В России много свободного пространства. Сегодня там уже начали появляться вольные стада этих редких животных.
Как происходит расселение зубров?
– Берём палки и гоним с Беловежской пущи до другого района. (Смеётся.) Нет, конечно. Сначала определяем, куда их выпускать, потом получаем разрешение на отлов. Ловим с помощью ловушек, проводим анализы на инфекционные заболевания. Потом перегоняем в транспортную клетку. Зубр в такой клетке может двигаться, даже лечь, но развернуться не может. Клетку краном грузим на машину – и повезли. Животных сопровождает егерь. Обычно зубры неплохо переносят дорогу. Помню, мы готовили к отправке партию зубров. Один самец лет 12–14 всё время старался первым зайти в ловушку и там закрывался, а мы не хотели его отправлять, отгоняли. Когда его выгнали в четвёртый раз, он рассердился и пошёл на людей. Один егерь (он ещё слабо видел, его медведь в своё время где-то в Сибири подрал) зацепился за верёвку и упал. Зубр подбежал к нему, выставил рога и стоит. Но не тронул. Потому что егерь лежал. И так не один раз было. Беловежские зубры лежачих не бьют.
Когда впервые встал вопрос охраны зубров?
– В царское время зубра называли «царской скотинкой». Добыча была запрещена. Царь приезжал сюда охотиться раз в три года – и то не всегда, только когда приглашали особо почётных гостей. В 1811 году в пуще случился пожар, выгорела большая территория, зубров начали подкармливать. Строили кормушки, в том числе и так называемые царские. Они круглые, зубры могут подойти с любой стороны и при этом видеть друг друга, чтобы в случае опасности убежать. Сейчас мы устанавливает небольшие кормушки, но рядом оставляем сеновалы, чтобы корма часто не подвозить и на всю зиму хватало. Иногда зимой возле кормушек собираются до 100 зубров.
Когда проводили научные исследования, зубров обездвиживали, на шею им вешали радиопередатчики, чтобы отслеживать их перемещения. Такие приборы работают до трёх лет. А сейчас только визуально запоминаем, у кого какие отметины – рог сбит или пятно где-нибудь.
Зубры – очень интересные животные, можно сказать, живые ископаемые, древний вид. Мамонты вымерли, а они остались. И при этом это самые крупные животные в Европе. Свободолюбивые, кстати. Кто бы ни пытался их приручить, никому этого не удалось. Кажется, в 1964 году семь зубров (телят-сеголеток) купил московский цирк. Их тренировал один из представителей знаменитой династии Тихоновых. Через пару лет зубры начали гонять дрессировщика по арене, рёбра ему поломали. Циркачи взмолились: «Заберите их, пожалуйста, обратно». Мы отказались: это были беловежско-кавказские зубры, их отдали в зоопарки.
У зубра есть враги?
– Зубры защищают своё стадо. Один-два волка зубра никогда не возьмут. И телёнка он им не отдаст. Жертвой волка становятся кабаны, олени, косули. А зубр – дело случая. Когда были большие стаи по 10 голов, они могли отбить у хищников старую корову или телёнка. Медведи когда-то нападали на зубров, да. Но сегодня в пуще остались всего два медведя, и те в клетках.
Чем питаются зубры?
– В их рационе есть древесно-веточный корм – ветки, листья лиственных лесных пород, поэтому зубр не любит хвойных лесов, ему надо жить в лиственных или в смешанных лесах. Известный российский эколог, доктор биологических наук, профессор Сергей Северцов недаром сказал: «Зубр сохранился, потому что была пуща, а пуща сохранилась, потому что были зубры».
Какое ждёт будущее беловежского зубра?
– Сегодня главная роль в сохранении зубров принадлежит генетикам. Животные стали очень чувствительными к негативным факторам внешней среды, из-за близкородственного скрещивания снизился их иммунитет. Поэтому зубра надо лелеять, как ребёнка. Кроме того, необходимо изучить генофонд, выделить наиболее ценных животных и пометить их. Это раньше называли паспортизацией зубров.
Поляки занимались скрещиванием зубров с домашними коровами на протяжении примерно трёх поколений. Думали гибриды пустить на мясо. Выход продукции большой, коровники строить не надо. Вывели разные вариации: корова-зубр и бык-зубрица. Стерильными становятся только зубробыки. Гибридных коров снова скрещивали с домашними быками, но на промышленную основу не перешли, экономически оказалось невыгодно. Во-первых, сам процесс искусственного осеменения очень сложный. Второе – большой плод, корове трудно разродиться. В общем, всё заглохло…
Сегодня популяция зубров в Беловежской пуще – самая крупная в мире. Однако по-прежнему остро стоит вопрос сохранения этих уникальных животных. Над решением проблемы работают учёные Беларуси, России, Польши. Часть зубров решено переселить в Россию. Если всё получится, численность зубров вырастет в несколько раз.