В Канаде завершился четвертый этап переговоров, на которых обсуждается глобальный договор о пластике (МПК-4). Участники, представляющие 170 стран, собрались в Оттаве, чтобы продолжить разработку международного документа, который должен помочь в борьбе с пластиковым загрязнением.
Обязательство создать его было озвучено на заседании Ассамблеи ООН в марте 2022 года, но реальная работа началась только сейчас.
Первое конкретное предложение выдвинули Руанда и Перу. Страны хотят сократить производство первичных пластиковых полимеров во всем мире на 40% к 2040 году, а еще ввести обязательную отчетность с данными об их производстве, импорте и экспорте.
«Более 50 стран заинтересовались амбициозным предложением Руанды и Перу, — рассказал “Кедру” эксперт по обращению с отходами Дмитрий Нестеров. — И до заключительного пятого этапа есть время, чтобы проанализировать, на каком именно уровне производства пластика его ограничение было бы наиболее эффективно».
29 стран, включая Австралию, Данию, Португалию, Нидерланды и Нигерию, подписали декларацию «Мост в Пусан», которая поддерживает идеи Руанды и Перу. Однако ряд государств, в том числе крупнейшие производители пластика Китай и США, не подписали декларацию и призвали сфокусироваться на менее значимых проблемах.
«Главные противники экологического договора — крупнейшие страны-производители нефтехимии, включая Саудовскую Аравию и Китай, — уточнил Нестеров. — Например, представители Китая предлагали сосредоточиться на недискуссионных вопросах вроде дизайна пластиковых изделий, который позволит использовать меньше пластика или легче его перерабатывать. И это очевидный уход от темы. Отдельная проблема — лоббисты. Представителей нефтехимической отрасли на переговорах с каждым раундом все больше. На третьем раунде было на 36% лоббистов больше, чем на втором».
В этом году их количество также выросло — лоббистов было на 37% больше, чем на прошлых переговорах в Найроби. Представителей нефтехимической отрасли оказалось больше, чем делегатов Европейского Союза и независимых ученых, поддерживающих соглашение о пластике.
Дело в том, что, по данным аналитического центра Carbon Tracker, в период с 2020 по 2040 годы на пластмассы будет приходиться 95% чистого роста спроса на нефть — производство пластика является наиболее энерго- и ресурсоемким процессом в нефтехимической промышленности.
«Лоббисты входят в состав делегаций стран и получают привилегированный доступ к заседаниям государств-членов, где за закрытыми дверями разворачиваются деликатные дискуссии. Помимо тревожного количества лоббистов, присутствующих на переговорах, закулисная лоббистская деятельность и мероприятия отрасли происходят по всему миру в месяцы, предшествующие переговорам», — отметила координатор глобальной кампании по нефтехимии в Центре международного экологического права (CIEL) Дельфин Леви Альварес.
Согласно графику, заключительный этап переговоров пройдет в ноябре 2024 года в Южной Корее, в городе Пусан. За этим последует конференция, на которой главы государств подпишут соглашение. Оно станет крупнейшим в истории международным экологическим договором после Парижского соглашения.
Мировое производство пластика выросло с 2 млн тонн в 1950-м до 348 млн тонн в 2017 году. Если подходы нефтяной промышленности не изменятся, уже к 2040 году мощности удвоятся. К этому же времени утроится количество пластиковых отходов, которое попадает в Мировой океан.
Сейчас туда вымывается около 11 млн тонн мусора в год, что приводит не только к загрязнению воды, но и к попаданию пластика в организмы морских рыб и млекопитающих, а также хищников, которые на них охотятся.
Из-за связи с нефтедобывающей отраслью производство пластика сказывается и на климате. К 2050 году на производство пластика может приходиться от 21 до 31% выбросов углекислого газа.