Пальмовое масло – это большой бизнес. Высокая урожайность, универсальность использования и пищевая ценность – вот лишь некоторые из причин, по которым масличные пальмы стали значимой культурой в мире.
Пальмовое масло содержится в тысячах товаров для дома: от косметики до печенья, и даже может использоваться для производства биотоплива. Однако его производство довольно вредно для окружающей среды.
Чрезмерное расширение плантаций масличных пальм, особенно в Юго-Восточной Азии, где в настоящее время производится 85% пальмового масла, представляет собой непосредственную угрозу биоразнообразию региона.
Как пальмовое масло стало таким популярным? Как выращивание масличных пальм влияет на окружающую среду? И почему запретить – это не лучшее решение? Ответив на эти важные вопросы, мы попытаемся объяснить сложную и вызывающую разногласие экологическую проблему.
Что такое пальмовое масло и как его производят?
Рассматриваемое растение, Elaeis guineensis, является разновидностью пальмы, произрастающей в Западной Африке. Этот регион, простирающийся от Гамбии до Анголы, ранее был известен как Гвинея. Отсюда и пошла часть научного названия растения.
Плоды пальмы растут большими и плотными гроздьями, которые могут весить до 10 килограммов. На самом деле существует два типа масла, которое можно извлечь: неочищенное пальмовое масло получается при прессовании мясистых плодов, а пальмоядровое масло – при измельчении зерна.
Независимо от метода, производственный процесс состоит из четырех основных этапов:
- отделение отдельных плодов от грозди;
- размягчение мякоти фруктов;
- прессование, чтобы извлечь маслянистую жидкость;
- очистка масла.
Начальные этапы обычно происходят в стране выращивания, а фракционирование и очистка проводится уже после экспорта сырья. Как вы понимаете, этот долгий процесс усложняет цепочку поставок.
Предыстория и бум
Люди использовали масличные пальмы на протяжении тысячелетий: археологические свидетельства, обнаруженные в египетских гробницах, датируются 3000 годом до нашей эры.
Однако во время британской промышленной революции, много веков спустя, возник первый значительный спрос на это масло. В то время оно, в основном, использовалось при производстве свечей или в качестве смазки для машин.
По мере роста спроса в ХХ веке европейские плантации были созданы в Центральной Африке и Юго-Восточной Азии. Как сообщает «Всемирная история продовольствия», в 1930 году мировое производство достигло 25 миллионов тонн в год.
Но только в конце прошлого века восходящая тенденция превратилась в настоящий бум. С 2000 по 2012 год производство увеличилось почти вдвое – с 30 до 50 миллионов тонн. Как ожидается, Индонезия, крупнейший в мире производитель пальмового масла, к 2030 году удвоит свое производство.
Как выросла торговля пальмовым маслом?
Для многих этичных покупателей пальмовое масло уже прочно занесено в черный список. Так как же оно стало предпочтительным маслом во многих отраслях?
Что ж, правда в том, что у пальмового масла есть много преимуществ. С 1990-х годов мы знаем о взаимосвязи трансжиров и определенных рисков для здоровья, таких как болезни сердца. Следовательно, пальмовое масло с низким содержанием трансжиров использовалось в качестве заменителя масла во многих обработанных пищевых продуктах.
Помимо пользы для здоровья, это замечательно эффективная культура. Она даёт больше масла с гектара, чем любая другая масличная культура. «Масличная пальма производит около 35% всего растительного масла, занимая площадь на 10% меньше, чем другие масличные культуры», – сообщает Международный союз охраны природы.
Учитывая потенциал для высоких и прибыльных урожаев, а также универсальность применения, неудивительно, что пальмовое масло стало настолько популярным. При этом быстрое расширение плантаций в развивающихся странах имело (и продолжает иметь) катастрофические последствия для биоразнообразия.
Какое влияет производство пальмового масла на биоразнообразие?
Даже при высоких урожаях глобальный спрос настолько велик, что огромные площади тропических лесов и торфяников постоянно расчищают, чтобы освободить место для плантаций масличных пальм. Эти действия губительны для естественной среды обитания, атмосферы, местной дикой природы и людей.
Когда деревья и торф сжигаются, в атмосферу выбрасывается большое количество углерода. Фактически торфяники могут содержать в 20 раз больше углерода, чем леса. Также они содержат метан. Не только выбросы вызывают глобальное потепление, но и дым от ландшафтных пожаров является причиной более 100 тысяч смертей в Юго-Восточной Азии каждый год.
Почти 80% мест обитания орангутангов исчезло за последние 20 лет. В настоящее время более 6 тысяч орангутангов умирают каждый год в результате распространения масличной пальмы.
Конечно, когда целые экосистемы уничтожены, орангутанги – не единственные животные, которым грозит опасность. Среди других видов: суматранский тигр, суматранский носорог, малайский медведь, карликовый слон, дымчатая пантера и обезьяна-хоботок. К сожалению, многие из этих видов уже находятся под угрозой исчезновения, например, суматранский тигр, численность которого не превышает 400 особей.
Что можно сделать, чтобы это остановить?
Перед лицом такого разрушения очевидным ответом будет запрет на производство пальмового масла или бойкот продуктов, содержащих пальмовое масло. Однако, как бы противоречиво это ни звучало, отказ от пальмового масла не может быть полноценным решением.
Один из аргументов, выдвинутых природоохранными организациями, включая Conservation International и МСОП, заключается в том, что исключение пальмового масла из уравнения не изменит растущего спроса на пищевые масла и биотопливо.
Поскольку урожайность других масличных культур ниже, чем у масличной пальмы, их замена, вероятно, усугубит проблему, ведь производителям потребуется больше земли. Проблема не в самом пальмовом масле, а в том, как его выращивают.
В соответствии с этим подходом «Союз обеспокоенных ученых» наметил следующие необходимые действия:
- Засевщики плантаций повышают урожайность и сажают на деградированных землях.
- Правительства формулируют свою политику в области биотоплива, чтобы избежать непредвиденных последствий и обеспечить достижение критических климатических целей.
- Компании, занимающиеся производством пальмового масла, принимают меры, чтобы ни одно из их сырья не способствовало обезлесению тропических лесов или истощению торфяников.
- Потребители оказывают свое влияние.
Сейчас есть признаки изменений в отрасли. Например, такие некоммерческие организации, как RSPO и POIG, работают над облегчением диалога между ключевыми заинтересованными сторонами и продвижением более социально ответственных и устойчивых цепочек поставок. Тем не менее, очевидно, что многие крупные компании не относятся к вопросам устойчивости серьезно.
В 2018 году Greenpeace International опубликовал отчет под названием «Последний отсчет: реформировать промышленность пальмового масла сейчас или никогда». Исследование связывает некоторые из крупнейших мировых брендов с уничтожением тропических лесов в Папуа и Индонезии.
Что касается законодательных действий, Европейский Союз намерен постепенно исключить пальмовое масло из транспортного топлива с крайним сроком 2030 год. Это решение было основано на результатах исследования, финансируемого Европейской комиссией, которое выявило косвенные выбросы парниковых газов, связанные с его выращиванием.
Наконец, есть такие потребители, как мы с вами. Несмотря на растущее осознание общественностью воздействия пальмового масла на окружающую среду, уже ясно, как мы можем сыграть свою роль, чтобы уменьшить ущерб.
Тем, кто хочет полностью бойкотировать продукты из пальмового масла, это легче сказать, чем сделать. То, что вы не видите на упаковке слов «пальмовое масло», не означает, что его там нет. Производитель можем просто указать «растительное масло» или «растительный жир». Точно так же ваша косметика может содержать ингредиенты, полученные из масличных пальм, такие как пальмитат или стеариновая кислота.
Некоторые ответственные компании помещают на своих товарах специальные символы, чтобы потребители могли покупать продукты с уверенностью в том, что ингредиенты были получены с плантаций, выращиваемых устойчивыми способами. К сожалению, до Беларуси это пока не дошло.