01.11.2018 / 10:11

Небезразличные к судьбе города гомельчане обсудили плюсы и минусы окончания строительства Восточного обхода – дороги, которая должна была соединить район «Березки» с Волотовой и замкнуть объездное кольцо, но так и осталась недостроенной. Гомельскі Зялёны партал собрал основные идеи выступлений и обсуждения.

Главными спикерами выступили руководитель Гомельского регионального экспертного сообщества «Стратегическая мысль» Алексей Харкевич и кандидат экономических наук Игорь Колбаско. Организатор дискуссии – площадка Городские собрания ГДФ.

Алексей Харкевич:

– Начало этому проекту было положено ещё в генплане развития Гомеля в 1977 году. Концепция, когда транзитные потоки должны обходить город – не нова. И с западной стороны она для Гомеля реализована: можно из Киева попасть на Брест и Минск, объехав Гомель. В конце ХХ века перспективным виделось сделать такой же объезд и с востока.

Тогда планировалась застройка микрорайона в районе Берёзок, куда хотели расселить около 150 тысяч человек. План 1977 года действовал до 2003 года, но потом проходит несколько лет, и в 2011 году разрабатывается новый генплан. И Восточный обход играл в нём значимую роль для того, чтобы соединить проектируемый район Берёзки с центром города через Волотову, а транзитные потоки вывести за город вдоль его восточной окраины.

И работы по его строительству довольно активно начались. Построена насыпь и даже началось строительство моста через Сож. А в 2013 году этот генплан кардинально корректируется, и намерения строительства микрорайона в Берёзках сворачиваются. Останавливается и строительство Восточного обхода. Хотя, на него потрачено уже очень много денег.

Но сейчас возникла непредвиденная ситуация: у нас износились мосты – мост на западной объездной провис.

И фактически сейчас западного обхода Гомеля нет – транзитный транспорт идёт через город, причём через мост, который также на ладан дышит. А пока не восстановят мост в Житковичском районе, до гомельской объездной точно руки ни у кого не дойдут. То есть стало очевидно, что восточная объездная ветка, всё-таки, нужна.

Кроме того, мы все видим, что в Гомеле в час-пик стали образовываться пробки. Мы их видим на белицком мосту, в центре, на ЗИПе. Причём, в такие часы, когда раньше пробок не было.

Все мы видим, что у нас активно перестраивают центр города под транспортные потоки. А чем больше транспорт стоит в пробках, тем больше он выбрасывает в воздух оксида углерода.

И вот статистика: за 2016 год зафиксировано 35 дней с превышением максимально допустимого содержания СО2 в воздухе города, а в 2017-м таких дней зафиксировано 40.

То есть каждый десятый день у нас превышение допустимой концентрации опасного газа. Это при том, что даже в Минске таких дней за год зафиксировано всего 3, в Бобруйске – 1, по другим городам вообще превышение не фиксируется.

Однако, для продолжения строительства, так или иначе мы упираемся в вопрос финансирования. Просто безвозвратно сделать это очень сложно. Поэтому задумались о том, чтобы сделать с этой дороги какой-то возврат вложенных средств. А как его сделать? Естественно, одним образом – сделать проезд по ней платным. Таким образом это строительство из государственного проекта социальной направленности переходит в какой-то симбиоз с коммерческим проектом. И то, что было озвучено – это три южнокорейские фирмы, которые обсуждали с руководством города и области, что они все это строят, они его потом обслуживают, но при этом взимают плату за проезд. Пока на словах, что это будет плата только с транзитного транспорта и плата с инфраструктуры: заправок, кафе и т.д.. Таким образом, государство получает свою выгоду в виде разгрузки транспортных потоков, а частный инвестор возвращает вложенные средства.

Игорь Колбаско:

– Действительно – самый главный вопрос: где нам взять деньги? Механизм, который я предлагаю, касается проекта, где инвестор получит назад свои средства. Главное условие, что он должен быть государственно-частным с преимуществом государственного капитала. Фонд должен быть открытым акционерным.

Формирование ресурсов фонда я предлагаю производить на принципах лотереи. То есть, вначале определяется необходимое количество средств. 51% этих средств государство формирует путём инвестирования через гарантийные и венчурные фонды, 49% мы предлагаем через свободную продажу в виде лотереи. Каждый, кто хочет участвовать в этом проекте, приобретает лотерею определенного номинала. И он участвует в выигрыше. Он таким образом инвестирует в проект. Если по результатам лотереи он получает выигрыш, то это еще один лотерейный билет. И после того, как прошел весь цикл розыгрыша, все лотерейные билеты – и проданные, и не проданные, обмениваются на акции этого фонда. Подобным образом финансирует свои проекты тот же «Евроторг», наращивая большие финансовые ресурсы.

Конечно, 55 миллионов долларов, необходимых на строительство Восточного обхода, привлечь будет сложно. Но 51% все же должно вложить государство. А среди инвесторов могут быть не только физлица, но и фирмы, билеты можно номинировать не только в беларусских рублях, но и в валюте.

Яўген Меркіс, кіраўнік урбаністычнай ініцыятывы Smart-Гомель:

– Мы дапамагалі ў стварэнні гэтай петыцыі за будаўніцтва Усходняга абходу, якая, як я сёння пабачыў, набрала ўжо 2658 подпісаў. Нягледзячы на гэта, маё меркаванне змянялася. Я першапачаткова быў супраць будаўніцтва абходу.

Нараканні супраць будаўніцтва Усходняга абходу гараджане выказваюць перша за ўсё з тае нагоды, што, магчыма, парушыцца экалогія – траса пройдзе праз так званую запаркавую зялёную зону, каля ляснога возера і затокі, і там хутка пачнуць нешта забудоўваць. Таксама, пасля пратэстаў жыхароў пасёлка Перамога, трасу спраектавалі праз прылеглы лес, які таксама амаль знішчаць, таму, што на яго месцы запраектавана шматпавярховая забудова. Нават на генплане паўзбоч трасы нешта намалявана рознымі колерамі, але, паколькі тэкставая частка генплана сёння гамельчукам не дасяжная, мы не ведаем, што гэтыя абазначэнні пад сабой прадугледжваюць. Праблема яшчэ ў тым, што траса пралягае наўпрост праз заказнік мясцовага значэння «Мнемазіна».

Але зараз я лічу, што варта паспрыяць, каб улады знайшлі грошы на дабудоўванне Усходняга абходу. Бо, пакуль яго няма, улады рэалізоўваюць іншыя, больш бязглуздыя праекты. І будаўніцтва гэтага аб’екту дазволіць выратаваць шмат якія аб’екты ў цэнтры нашага гораду. Ды і ўсё неабходнае ўжо збудавалі, у будаўніцтва ўжо інвеставана 8 мільёнаў даляраў.

Гомельцам варта дамагчыся адкрытасці тэкставай часткі генплана, каб разумець, што стаіць за тым альбо іншым праектным рашэннем.

У Мінску гэтага дамагліся. А нам трэба дакладна разбірацца, што праектуецца ў той жа зарэчнай зоне парка, што будзе з заказнікам «Мнемазіна» пасля пабудовы Усходняга абходу і г.д. Гэта пытанне нашай грамадскай актыўнасці. Праз актыўнасць грамадзян мы можам даведацца і пра тое, якія дзеянні выканкам прадпрымае ў плане пошуку інвестыцыяў для пабудовы Усходняга абходу і шмат што іншае. Далучайцеся!

Официально

Строительство Восточного обхода в Гомеле продолжится при возобновлении финансирования. Об этом сообщил заместитель директора по подготовке производства Управления капитального строительства Гомеля Александр Шишкевич, передаёт БЕЛТА.

Чиновник пояснил, что она позволит перераспределить транспортные потоки, снизив нагрузку на центральную часть города.

Проект является частью республиканской инвестиционной программы, однако в силу разных причин финансирование дорогостоящего объекта временно приостановлено, сказал он.

Заместитель начальника управления архитектуры и градостроительства Гомельского горисполкома Кирилл Гапеев уточнил, что магистраль включена в генплан развития областного центра. Строительство дороги, по словам Гапеева, вопрос времени и финансирования.

Эту тему власти держат на контроле, при поступлении средств строительные работы будут продолжены, подчеркнули в горисполкоме.

Автор:
Фотограф:
Андрусь Гаёвы, Марына Драбышэўская
Листайте дальше, чтобы прочитать следующую новость