Об этом журналистам сообщила заместитель директора по науке ФГБУ «Заповедное Прибайкалье» Светлана Бабина.
«Наши орнитологи уже два года по поручению Минприроды РФ проводят учеты этого вида птиц. В этом году прогнозируется снижение его численности. Прошлым летом кладки бакланов почти все погибли. Птенцов съели чайки», – рассказала Бабина на пресс-конференции в «Интерфаксе» в Иркутске.
По ее словам, связано это с тем, что основной корм чаек – байкальская рыба омуль – имеет низкую численность. И чайка переключилась на новый источник питания – птенцов бакланов. Оба вида птиц создают совместные колонии на байкальских скалах.
«Природа отрегулировала: нет омуля – нет баклана, несмотря на то, что это не основной его источник питания», - отметила Бабина.
Она уточнила, что бакланы в период размножения в основном питаются другой байкальской рыбой – разными видами бычков, которые не являются промысловыми.
«Мы ожидаем, что численность баклана продолжит снижаться в ближайшие годы, но полностью на Байкале он не исчезнет. Экосистема придет в равновесие (...). Баклан гнездится не только на скалах, но и в кронах деревьев, где чайки не могут разорить его гнезда», – добавила Бабина.
По данным орнитологов, численность популяции большого баклана на Байкале на пике составляла порядка 5 тыс. птиц.
Ранее сообщалось, что бакланы исчезли на Байкале в середине XX века, поскольку в военные и послевоенные годы их яйца спасали местных жителей от голода. Кроме того, птиц целенаправленно истребляли, считая вредителями рыбного хозяйства: по мнению местных жителей, один баклан съедает до 3 кг омуля в сутки.
Первые гнездовья бакланов на Байкале заметили в 2006 году, к 2020 году он стал снова обычным видом для озера.
Байкальский омуль – эндемик озера Байкал, является ценной промысловой рыбой. Ранее добывался рыбаками в Бурятии и Иркутской области. В 2017 году министерство сельского хозяйства РФ ввело запрет на его добычу из-за сокращения популяции.
Одной из главных причин снижения биомассы омуля в озере называется его браконьерский вылов во время нереста, когда рыба заходит во впадающие в Байкал реки, где становится легкой добычей – преступники буквально перегораживают сетями русла.