02.11.2021 / 10:11

Как в Вильнюсе развивается новый модный район Паупис.

О вильнюсском районе Ужуписе наверняка слышали все беларусы, которые хоть раз были в столице соседней страны. О Пауписе мы знаем гораздо меньше, тем более, что этот район Вильнюса отстроился в последние несколько лет, когда грянула пандемия и многие поставили поездки на паузу.

Тем не менее Паупис сегодня стал еще одной точкой паломничества туристов, которые добираются до Вильнюса, несмотря на ковидные ограничения. Тем более, что Паупис (Предречье, Поплавы) – сосед Ужуписа (Заречье). И прогуливаясь к одной достопримечательности, вполне можно добраться и до второй.

 

От промышленных предприятий до коттеджей для высокого среднего класса

Исторически район Паупис стал застраиваться на рубеже XVIII и XIX веков, когда снесли городскую оборонительную стену. Здесь разместились торговцы, ремесленники, промышленники. Паупис стал первым промышленным районом Вильнюса, где было сконцентрировано много промышленных предприятий.

Рельеф местности, во многом определяемый местной речкой Вильняне и многочисленными источниками-родниками, создавал отличные условия для переработки кожи, поэтому быстро на этом месте обосновались кожевенных дел мастера татарской и еврейской национальностей, которые открыли свои мастерские.

Так здесь располагался кожевенный завод Самуила Гольдштейна. Территория фабрики Гольдштейнов занимала 2 га, на которой было два жилых дома и 14 производственных зданий, оранжерея и сад. Затем до 1940 года фабрикой управлял один из наследников предпринимателя. Здесь перерабатывались меха многих зверей. В советские годы предприятие национализировали, но традиции по переработке мехов продолжили, а это здание-дворец стало служить для административных нужд.

В 1870 году здесь открыл пивной завод магнат Илья Ефремович Липский. Спустя некоторое время, помимо производства пива и спирта, тут начали изготавливать искусственный лед. Фабрика постоянно расширялась, пивные сорта завоевывали награды во Франции, Бельгии.

Уже в советское время фабрика признала себя банкротом, а в одном из ее зданий открылась ремесленная школа. С 1948 года в этом комплексе зданий производились однофазные электросчетчики и вычислительные машины. Электросчетчики экспортировались во многие страны мира.

На первых этажах домов в Пауписе работали небольшие пекарни, портные, часовщики.

Рядом находится Поплавский мост, построенный в 1882 году, который является вторым самым старым металлическим мостом после Бернардинского (тот мост тоже находится неподалеку). Рядом с мостом раньше стояла мельница Огинского, но в 1860 году она сгорела.

В советское время часть предприятий закрылась, другие – значительно сократили свое производство. Район оказался пустым и заброшенным. Пока на него не обратили внимание инвесторы.

Стройка в обновленном Пауписе была довольно быстрой, а концептуальные решения района прорабатывались довольно тщательно.

Сегодня Паупис – это несколько кварталов коттеджной и малоэтажной застройки, детские площадки, беговые и пешеходные дорожки, которые соединяют новый мост. В самом квартале много новых заведений и магазинов, большой зелёный фудкорт с модными кафе и крафтовыми продуктами.

Подобные образцовые кварталы, называемые «архитектурными парками», возведены в Штутгарте, Мальме, Берлине и других европейских городах.

 

Строгий, но элегантный

Зелёный портал поговорил с известным беларусским архитектором Юрием Таубкиным, который недавно открыл в Пауписе Omni Academia. Раньше проект работал в Беларуси, однако в связи с событиями последнего года многие компании и инициативы уехали из страны. Проект Юрия не исключение.

Юрий признается, что попал в Паупис случайно, и при других обстоятельствах, скорее всего, выбрал бы для жизни компактную историческую застройку «с душой», но отмечает, что Паупис сегодня – это удобный для жизни район, отличающийся качественной архитектурой, продуманной инфраструктурой и удобным расположением.

«Паупис находится очень близко к историческому центру, при этом его отличает современная и очень человеческая застройка, подчиненная строгому регламенту», говорит Юрий.

И этот регламент сразу бросается в глаза: у реки выстроились двухэтажные коттеджи, чуть дальше на возвышении – трех- и четырехэтажные многоквартирные дома.

Строили новый район по проектам сразу семь архитектурных студий, победивших в конкурсе. И это заметно по разнообразным решениям, использованным в каждом квартале.

При этом при организации пространства Пауписа использовались единые подходы: например, подземные паркинги для машин местных жителей.

«Автомобили в проездах и на улицах здесь оставлять запрещено, если речь не идет о погрузке-разгрузке, скорость движения в Пауписе ограничена», рассказывает Юрий Таубкин.

Архитектор отмечает организацию пространства района, который вытянулся вдоль реки, имеет закрытые внутренние дворики с детскими площадками и озелененными территориями, и при этом открыт для туристов и других горожан за счет центральной площади с фонтанами, вокруг которой расположились модные кофейни и другие мелкие заведения.

«Интересное решение – сближение квартала с рекой. Там расположился местный променад велодорожка и дорожка для прогулок. Район очень элегантно прилегает к речке. Тут постоянно гуляют с колясками, бегают, ездят на велосипедах», говорит Юрий Таубкин.

В большом административном корпусе напротив центральной площади расположился офис компании-застройщика, а также других компаний, в том числе IT.

За ним – местный рынок-фудкорт с ресторанчиками, куда и в будни, и в выходные тянутся по затейливому пандусу вереницы людей, как местных, так и туристов.

 

Удачный район для эпохи ковид

Как упоминалось выше, внутренние дворы Пауписа закрыты от посторонних глаз. Как бы не стремились любопытные зеваки заглянуть туда, сделать этого не получится.

«Замкнутость инфраструктуры хорошо легла на ковидную историю», говорит Юрий Таубкин.

Находясь буквально в центре литовской столицы, жители Пауписа могут вести довольно обособленный образ жизни.

Впрочем, многие обитатели этого нового района города пока лишь стали обладателями небольших, но уютных квартир, а вот отделкой заняться не спешат, говорит собеседник Зелёного портала.

«Паупис – район для высокого среднего класса, и стоимость недвижимости здесь немаленькая, говорит Юрий Таубкин. – Но как инвестицию Паупис рассматривать рановато, цены на рынке очень задраны».

Жилье в Пауписе не выходит на туристические магистрали. А первые этажи многоквартирных домов заполнены различными офисами, шоурумами и т.д.

«Большинство туристов идет на фудкорт. Но он приподнят по уровню, закрыт офисным корпусом. И потому не мешает местным жильцам».

 

Луговые многолетники и домики для насекомых

Прогуливаясь по Паупису, невозможно не обратить внимание на непривычную беларусскому глазу концепцию озеленения района: высокие луговые травы как во внутренних дворах, так и в районе фудкорта.

Мы-то привыкли к коротко стриженным газонам и четко высаженным цветам на клумбах, но Вильнюс в этом смысле – другой. Не так давно Зелёный портал писал о декоративной капусте на клумбах в центре литовской столицы, а в Пауписе вовсю цветут и размножаются луговые многолетники.

«Этой концепции озеленения европейских городов уже не меньше десяти лет, Минск в этом смысле безобразно отстал», говорит Юрий Таубкин. Отмечая, что Паупис в целом экодружественный район.

«Здесь, например, есть домики для насекомых. А на крыше моей студии сосед разводит пчел», делится впечатлениями архитектор.

Рассказывает наш собеседник и об интересной для беларусов системе сбора мусора.

С одной стороны, все довольно привычно: на улице есть контейнеры для раздельного сбора мусора. С другой, на самом деле они – резервуары с капсулами, погруженными под землю на четыре метра.

«Когда приезжает машина и достает капсулу – это выглядит удивительно», рассказывает Юрий.

Справедливости ради нужно отметить, что это далеко не самая технологичная система, в похожем районе Стокгольма (о котором мы непременно расскажем вам позже) мусор по пневматической системе сам «добирается» до мусороперерабатывающего завода.

 

А как же недостатки?

Конечно же, Паупис – не безупречный район. Уже сейчас видны недостатки некоторых домов.

«Например, часть коттеджей, которые выходят к реке Вильняне, смотрят на северо-восток. Это совсем не солнечная сторона. А там еще высокие деревья и тонированные окна. В итоге даже днем жителям приходится включать свет», говорит Юрий.

И это, конечно, неэкономно и неэкологично. С другой стороны, в отличие от Минска, в Вильнюсе почти нигде нет центрального отопления. А индивидуальные системы помогают людям самостоятельно регулировать температуру в жилище.

«И дома в Пауписе сделаны с грамотным технологическим отоплением, отмечает Юрий Таубкин. Я у себя практически его не включаю, хотя и площадь помещения немаленькая».

 

Паупис – это Новая Боровая или Пирс?

Не то, и не другое. Новая Боровая – по сути, панелька, хотя и внешне привлекательная, но далеко не самая качественная.

Пирс – ближе к Паупису, но дальше от города.

«Паупис компактнее, плюс его логистика гораздо удобнее. Пирс зажат между шумной трассой и железной дорогой», говорит Юрий Таубкин.

От себя же добавим, что местами новый район Вильнюса действительно может казаться почти Минском. Но только когда ты закрываешь глаза на все эти отличительные «мелочи», которые и делают городское пространство приятным для жизни, работы и отдыха.

Кстати, с противоположной стороны Вильняле на Паупис смотрит другой новый район – Užupio Krantinės, местами напоминающий маленькую Италию в центре литовской столицы. Два района соединяет между собой новый удобный мост, а инклюзивная среда обоих делает их доступными для прогулок всех категорий горожан и туристов.

 

Автор:
Фотограф:
Анна Волынец
Листайте дальше, чтобы прочитать следующую новость