Его воспоминания из разряда «раньше небо было голубее и деревья выше». Местный школьный учитель сокрушается: как можно вырубить деревья по обе стороны дороги, если даже пятиклассники знают: зелёные насаждения – важный барьер. Но от придорожных заградительных полос не осталось даже пня, и такая картина почти во всём Чечерском районе. Деревья уничтожены, а освободившиеся территории распаханы под посевы. Не найдя аргументов в пользу такого решения, активист буквально забросал жалобами всевозможные инстанции.
Юрий Лагойкин, общественный активист: «Во-первых, зимой на дороге заметается снег и государству необходимо тратить средства на расчистку дорог. Также ещё ветер разметает почву, они же, деревья, предохраняют от разметания почв. Ещё деревья защищают от попадания на поля свинца от выхлопных газов автомобилей. Каждый гражданин не может, наверное, ощутить на себе вред от того же свинца, который попадает в пищу, но мы понимаем, что наверняка это вредит».
Местные власти не скрывают: вырубка лесополос пару лет назад в большей или меньшей степени коснулась почти всех районов Гомельской области. Так, мол, приводили в порядок придорожную территорию, которая якобы выглядела удручающе.
Владимир Кравченко, председатель Чечерского райисполкома: «В Чечерском районе проводились, конечно, очистки полей от мелколесья и ненужного кустарника, которые после уборки привели к тому, что сегодня поля сельскохозяйственного назначения досеваются до кромки дороги. Больших объёмов не было, где-то порядка тридцати гектаров, но это же, опять повторюсь, мелкий кустарник и сорная растительность. Это были не деревья».
Только вот вопрос – куда же тогда делись деревья? Правда, на местах уверяют: последние два года рубки не ведутся совсем. Убирают разве что сухостой.
Александр Григоренко, председатель Буда-Кошелёвского райисполкома: «Вся земля приведена в порядок, въезд на территорию района, въезд на территорию населённого пункта весь полностью приведён в порядок. Нет мелкоты, нет кустарника, даже глаз радуется, когда смотришь на эту ухоженную землю».
Если у властей «глаз радуется», то у учёных он «на мокром месте». По их наблюдениям, ещё несколько лет назад в стране шла массовая вырубка вдоль дорог. Тогда был брошен клич по наведению порядка. И зачастую старые кусты и деревья не обновляли, а рубили на корню. Снегозадерживающих насаждений было пять тысяч, а стало около двух. Затраты на расчистку дорог от снежных заносов называют баснословными.
Александр Судник, заведующий сектором мониторинга растительного мира Института экспериментальной ботаники им. Купревича НАН Беларуси: «Когда провели оценку эффективности таких насаждений (даже если они чисто кустарниковые), то она составляет порядка 10 тысяч долларов на километр. Это не говорим про экологический эффект от создания таких насаждений. Один километр таких насаждений даёт экологический эффект порядка 100 тысяч долларов. Так что такие насаждения выгодны. А в южных регионах, удаляя такие насаждения, мы получаем выветривание торфяников – урожайность снижается».
И это не говоря о том, что тяжёлые металлы из грязи и противогололёдных реагентов оседают на опушках, а когда их нет, то опасные вещества относит на поля на 150 и даже 300 метров. Вот и вопрос — от придорожной зачистки больше пользы или вреда? С однозначным мнением учёных — насаждениям вдоль дорог быть — солидарны и парламентарии.
Алла Наумчик, зампредседателя Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания Беларуси: «Если мы говорим о лесополосе, которая располагается вдоль автотрасс республиканского значения, то в новом Лесном кодексе предусмотрена такая норма, по которой на расстоянии ста метров от оси дороги вправо и влево запрещены сплошные вырубки. Но это вовсе не означает, что на этой территории не могут проводиться санитарные вырубки или формироваться инфраструктура вдоль этих дорог. В принципе, вырубка может осуществляться, но не сплошная».
К слову, новый Лесной кодекс заработает под занавес этого года — 31 декабря. Обоснованность вырубок по всей стране проверят инспекторы Госконтроля. Пока же свои рекомендации специалисты природопользования направили дорожным службам — чем озеленять и в каком количестве. К примеру, ёлка, напитываясь реагентами, за пять лет просто высыхает. Словом, нюансов, конечно, много – не наломать бы только из гордости Беларуси — леса — ненужных дров.