04.01.2018 / 10:01

В начале ноября в поселке Лынтупы внезапно произошел несвойственный для этих мест паводок. По словам экоактивиста, вода разрушила плотину старинной мельницы Томишки – одну из немногих сохранившихся достопримечательностей Голубых озер, а вместе с ней одноименное водохранилище.

Активисты  добиваются восстановления плотины от местных властей. Власти же сначала утверждали, что мельница была разрушена во времена ВОВ, а после признали – достопримечательность юридически вовсе не существует!

Выше поселка Лынтупы расположен хутор Жаки, где бобры часто строят плотины и создают водохранилища, чем усложняют жизнь дорожников. На этот раз вода размыла дорогу Жаки-Лынтупы и угрожала подтоплению 200 метров дорожного полотна. Поэтому сотрудники ДРСУ-132 чистили трубу под дорогой, которую забили бобры. Эколог считает, что именно из-за этого большой поток воды хлынул вниз по течению и разрушил плотину старинной мельницы.

Дорожники подтвердили, что третьего ноября проводили работы,  и они не ожидали, что «вода хлынет так быстро», – пояснил Игорь Пастухов, региональный координатор экодвижения «Зелёный Дозор». – Для них была новость, что пострадало водохранилище, плотина, мельница.

Однако, когда дозорные начали требовать от местных властей найти виновных в разрушениях и обязать их восстановить плотину мельницы, история эта, по словам Игоря Пастухова, превратилась в «театр абсурда».

 

«Разрушена во времена ВОВ»

Так, на первое обращение Поставский райисполком ответил, что вины дорожников в разрушении плотины нет, так как после чистки трубы уровень воды в реке Лынтупка изменился незначительно, а после этого дорожники выкопали канаву, которая помогла постепенно спустить воду. Поэтому вода не могла разрушить эту плотину.

Да и разрушать, по мнению местных властей, там уже нечего, так как «Во время Великой Отечественной войны и мельница, и плотина были разрушены».  

Но по ней успешно ездили лесниковские трактора, возили лес до 2014 года включительно. До 60-х годов здесь работала лесопилка. Я спросил об этом чиновницу из РИК, ей нечего было сказать, негодует Игорь Пастухов.

В этом же обращении власти подчеркнули, что необходимости использовать плотину нет, а ее остатки «препятствуют свободному водотоку и рыбоходу», да и сама плотина представляет опасность. Поэтому чиновники рассматривают вопрос о ее демонтаже. Однако, если найдется инвестор готовый ее восстановить, они не будут этому препятствовать.

А общественной организации «Экодом», которая также обращалась с требованием разобраться в проблеме, райисполком дал практически тот же ответ, с той лишь разницей, что демонтажем не угрожал, а восстановление плотины мельницы назвал «экономически нецелесообразным».

Юридически мельницы нет

Витебский областной комитет природных ресурсов и охраны окружающей среды также заступился за дорожников, и тут же обозначил другую проблему мельницы – оказывается, за ее содержание и эксплуатацию не отвечает ни одна организация. 

В этом ответе говорится, что еще в 2016 году областной комитет предлагал Поставскому райисполкому отремонтировать плотину и закрепить ее за какой-либо организацией, но, как мы помним из предыдущего ответа, «необходимости в ее использовании нет», поэтому и ответственных тоже нет.

А еще комитет процитировал Водный кодекс РБ, на всякий случай, упомянув, что демонтажем неподлежащих к использованию гидротехнических сооружений, у которых нет собственника, занимается местный исполком.

Если бы тогда  в 2016 году  местная власть вняла бы предложению Витебского комитета природных ресурсов и укрепила постоянно увеличивающуюся вымоину в основании плотины всего лишь двумя тракторными прицепами гравия, то плотина выдержала бы паводок, говорит Игорь Пастухов.

 

Добиться официального статуса

Получив все эти ответы, активисты направили в Поставскую инспекцию природных ресурсов еще одно обращение. Теперь «Зелёный дозор» добивается юридического оформления этой и других плотин-прудов в Поставском районе.

В нашем обращении мы пожелали, чтобы район провёл инвентаризацию, с включением в кадастровый реестр объектов, представляющих культурную, историческую и природную ценности, – отметил Игорь Пастухов.

Кроме инвентаризации и закрепления собственника за объектом, активисты настаивают на том, чтобы власти проводили открытые обсуждения по проектам реконструкций и демонтажей таких объектов. Также активисты выразили готовность предоставить властям своих  экспертов-консультантов, которые при демонтаже остатков плотины смогут определить фрагменты плотины, которые не представляют опасности.

К слову, в прошлом году неизвестные уже пытались разрушить плотину Томишки и спустить воду. Тех, кто это сделал найти не удалось, но даже если бы их и нашли, к ответственности их привлечь не получилось бы, так как плотина не имела статуса.

 

«Чтобы это не повторилось»

Юрист общественной организации «Экодом» Сергей Магонов говорит, что ситуация, когда разные инстанции дают отличающиеся ответы организациям – вполне типичная для нашей страны.

– Свидетельствует это о некомпетентности властей как таковых, а также о том, что у них нет единой согласованной позиции по определенному вопросу – как правило, такое бывает, когда какому-то местному исполкому не дали указаний сверху, – поясняет юрист.

Да и реакция властей на историю в целом, по его словам  вполне типичная. Причину же такого безразличия он видит в том, что «руководители на местах – временщики и назначенцы».

Если бы регионами руководили люди, выросшие в тех местах, если бы им с рождения и со школьной скамьи привили любовь к родному краю – и к тем артефактам, которые сохранились на земле, и к природе, то сами был бы в первую очередь заинтересованы в сохранении культурного наследия. А если чиновник думает лишь о том, чтобы на него не пролился гнев сверху, то грош ему цена и толку от его руководства – ноль, – говорит Сергей Магонов.

А тот факт, что  ни мельница, как объект историко-культурного наследия, ни плотина как гидрологическое сооружение, не были надлежащим образом учтены, позволяет властям и вовсе «писать разную околесицу, типа – мост уничтожили пьяные финны во время турецко-молдавской войны».  А если бы у объектов был закрепленный  статус, их уничтожение сложнее было бы оформить.

Но, опять же, не потому, что чиновнику болит душа за родной край, а потому, что могла бы последовать кара сверху, – подчеркивает юрист.

Сергей Магонов уверен, что  общественности нужно  предпринять все возможные меры, чтобы привлечь к ответственности виновных в утрате уникальных культурных объектов, а также в  ущербе, причиненном окружающей среде.

– Сделать это нужно для того, чтобы подобное не повторилось завтра в другом уголке нашей красивой страны, – резюмировал эксперт.

Справка «Зелёного портала»
Мельница Томишки была построена в 1903 году. После войны она исправно работала, а потом была переоборудована в лесопилку. 
В начале 2000 годов на плотине частично восстанавливали шлюз, ее внешний вид облагородили неравнодушные к своей истории местные жители.

До наших дней от старой мельницы осталось немного, но эту турстоянку любили рыбаки и туристы: плотина с каменным проездным мостом через речку удерживала  водохранилище-пруд «Томишки» с чистой проточной водой  и помогала сохранить экотоп, сформировавшийся здесь в последнее столетие.  

 

Автор:
Листайте дальше, чтобы прочитать следующую новость