В первой работе, опубликованной в Nature Ecology & Evolution, исследователи предложили новую метрику — «биомассу движения». Она рассчитывается как произведение массы живых организмов на расстояние, которое они проходят за год. Когда учёные сравнили этот показатель для людей и дикой природы, результат оказался ошеломляющим: суммарное движение человеческой массы превышает движение всех диких животных, птиц и членистоногих вместе более чем в 40 раз.
С тех пор как началась промышленная революция, подвижность человека выросла примерно на 4000%. Морские животные, напротив, стали передвигаться на 60% меньше. Сегодня около 65% всей «биомассы движения» людей связано с автомобилями, 10% — с полётами, 5% — с поездами и ещё 20% — с пешими и велосипедными передвижениями. Даже если взять только ходьбу — она в шесть раз интенсивнее, чем все перемещения дикой наземной фауны.
«Даже впечатляющие миграции животных, которые мы видим в Африке, не сравнятся с масштабами движения человеческой биомассы, когда миллионы людей одновременно выдвигаются, скажем, на чемпионат мира», — говорит руководитель исследования профессор Рон Майло.
Учёные напоминают, что движение — это не просто перемещение тел. Это способ, с помощью которого экосистемы обмениваются энергией, семенами, питательными веществами. Когда животные перестают двигаться, экосистемы теряют связность, а природа — способность восстанавливаться.
Вторая работа, показывает ту же картину, но на временной шкале полутора столетий. По расчётам исследователей, с 1850 года биомасса диких млекопитающих сократилась примерно на 70% — с 200 до 60 миллионов тонн. Зато масса людей выросла на 700%, а домашних животных — на 400%, достигнув вместе около 1,1 миллиарда тонн.
Особенно сильно пострадали морские млекопитающие — их общая масса теперь составляет лишь треть от уровня середины XIX века.
«Это не просто сухие цифры, — подчёркивает Майло. — Мы видим, как буквально смещается баланс живого на Земле. Чтобы восстановить экосистемы, мало прекратить разрушение — нужно вернуть им возможность двигаться, обмениваться и быть связанными».
Исследования Института Вейцмана дают редкий количественный взгляд на масштабы антропогенного господства. Впервые влияние человека описано не только через вымирание видов, но и через физическую динамику самой жизни — биомассу в движении, которая теперь почти полностью принадлежит нам.