Каково это – ощущать себя наедине с величественными горными вершинами, какие мысли приходят в голову на высоте 5660 метров над уровнем моря… О своих впечатлениях Зелёному порталу рассказала Юлия Юркевич, преподавательница йоги из города Бреста.
Юлия недавно вернулась из трёхнедельного путешествия по горам: с огромным рюкзаком за спиной прошагала немало километров по горным тропам Гималаев в Непале, совершила Кору вокруг Кайласа – самой мистической горы Тибета в Китае.
Кора (произносится с ударением на букву «о») – ритуальный обход по часовой стрелке вокруг какой-либо святыни у буддистов. Лишь адепты древней религии бон совершают это священное обхождение против часовой стрелки. Считается, что гора Кайлас – энергетически очень сильное место на Земле. Грани этой горы обращены строго по сторонам света. По поверьям, именно в её окрестностях находится загадочная Шамбала («место нахождения Великих Учителей, продвигающих эволюцию человечества, она находится в высших вибрациях, поэтому невидима и недоступна для непросветленного человека»).
В поисках места силы
Я много лет практикую и преподаю йогу, поэтому всегда хотела побывать в значимом месте силы на Земле, посетить энергетически и психологически ресурсный объект.
Знакомый, постоянно путешествующий по всему миру, порекомендовал мне обратить внимание на Кайлас, где не раз побывал сам.
Я и раньше слышала об этом месте, читала книгу Эрнста Мулдашева «В поисках Города Богов» и произведения Николая и Елены Рерихов о мистической Шамбале. Стало интересно там побывать, уйти на время от суеты и обыденности.
Вдали от цивилизации
В путешествие отправилась вместе с небольшой группой: кроме меня было ещё три женщины и организатор, тот самый знакомый путешественник. Практически весь путь, который мы проделали в течение трёх недель, шли пешком, транспортом по необходимости пользовались лишь изредка.
Перед тем как отправиться на Кору вокруг Кайласа мы много ходили по горам Непала, чтобы адаптировать организм к перепадам высот. В особенно сложных местах нанимали местных жителей, которые помогали нам тащить наверх наши огромные рюкзаки.
Приходилось подстраиваться и под резкие перепады температур. Днём солнце палило, стояла 30-градусная жара. Ночью температура опускалась почти до нулевой отметки, я надевала пуховую куртку и поверх неё ещё штормовку. На горных вершинах в таком одеянии шла и днём, там лежал снег и было промозгло.
Состояние «вау»
На разных высотах виды меняются каждый час. В Гималаях на высоте 2-3 тысяч метров расположены джунгли. Это просто невероятное буйство природы, в которое будто ныряешь и растворяешься.
Многовековой деодаровый лес (деодар – гималайский кедр) сменяется зарослями рододендрона. Места уникальны по своей природной красоте и экологической чистоте.
По деревьям прыгают большие обезьяны с длинными хвостами. Цветут красивейшие дикие орхидеи. Отовсюду доносятся непривычные звуки, запахи. Атмосфера потрясающая.
Частенько у всей группы одновременно наступало состояние «вау», когда мы зависали, не сговариваясь, на каком-то пейзаже. В такие моменты все останавливались, разговоры прекращались, каждый какое-то время пребывал в состоянии тихого безмолвия и восторга.
Чем выше поднимаешься, тем меньше становится растительности. Но и на скалах природа «рисует» свою красоту: нежные цветы ярких, насыщенных оттенков на фоне брутальных камней смотрятся потрясающе.
Ты идёшь много дней, но забываешь обо всех сложностях пути, потому что находишься в полной гармонии с окружающим великолепием, сливаешься с ним. Иногда мне казалось, что меня нет – настолько явственным было ощущение вхождения организма в резонанс с природой.
Счастливы и люди, и собаки
В Непале люди живут так, будто в мире ничего не происходит: как всё было устроено когда-то, так оно функционирует и сейчас. Непальцы спускаются вниз к реке, набирают песок в тяжелые кошёлки и тащат на спине наверх.
Они собственноручно возделывают землю, едят то, что выращивают. Носят национальные одежды, сами ткут, делают домашний сыр, разводят яков и овец. При этом многие, даже на отдалённых хуторах, понимают по-английски.
Непальцы очень улыбчивы и дружелюбны, хорошо чувствуют людей. Они не привязаны к разметкам и правилам. Я бы выделила тонкое душевное восприятие как их национальную черту.
У собак в Непале, по моим наблюдениям, просто райская жизнь. В Катманду они спокойно спят в центре проезжей части, а водители их бережно объезжают, и никто не ругается. Возможно, такое отношение у местных жителей не только к собакам, но и ко всем остальным животным.
При этом там нет светофоров, по 8 полосам может одновременно идти движение транспорта в разных направлениях, а люди переходят дорогу там, где хотят. Но ни одного ДТП я не видела.
Видимо у непальцев сильно развиты какие-то свои внутренние коммуникации. Они всем довольны, воспринимают мир позитивно.
В горах мусорно…
Мусора в горах много. Для нас было достаточно непривычно, что его так запросто везде бросают. Постепенно привыкаешь к тому, что вдоль троп валяются бутылки из-под воды, пакеты… Но внутренне смириться с этим достаточно сложно.
В некоторых туристических местах или крупных городах ещё худо-бедно есть какие-то признаки цивилизации, например, возле торговых палаток всё-таки можно найти некое подобие контейнера для мусора.
Мы наблюдали такую картину на озере Госайкунда (священное место паломничества для индуистов, озеро в Гималаях на высоте 4380 метров). Туда на вертолете доставили богатых индусов для совершения некоего обряда.
Сначала всё выглядело эстетично: они опустили в озеро цветы, совершили омовение, сходили в близлежащий храм. А потом развернулись и пошли к вертолёту, бросив прямо на берегу пакеты, в которых принесли ритуальные украшения…
Я была поражена, мне казалось, что у людей в наше время есть если не понимание проблемы мировых свалок, то хотя бы элементарное уважение к чистоте священного места.
Год назад я была в швейцарских Альпах. Каждому жителю Швейцарии небезразличен каждый сантиметр земли в своей стране, отношение к природе там очень бережное, чистота идеальная.
Я постоянно проводила в этом смысле параллель – у непальцев такого нет. Они не думают о планете, живут так, как живётся…
Когда мы проходили Кору вокруг Кайласа в Китае, там не было такого количества мусора: вдоль троп было чисто, но в точках ночёвки всё же мусорно.
Таинственная Кора Кайласа
50-километровая Кора вокруг горы Кайлас начинается в китайском городе Дарчен. Мы прошли её за 2 дня. Александр Гиль, наш проводник (кстати, тоже брестчанин), был удивлён. Основная масса людей тратит на прохождение Коры 3 дня. А люди в нашей группе были не самые спортивные, шли, скорее, на энтузиазме.
Но, если честно, мне бы хотелось идти дней пять: останавливаться, сидеть на камнях, смотреть на заснеженные вершины – столько времени, сколько захочется…
Мы выходили в 5 часов утра, ещё в темноте, с фонариками, закреплёнными на лбу. На рассвете начинали понемногу проявляться очертания: смотришь вниз, где ты был совсем недавно, и видишь силуэты людей с такими же фонариками – будто светлячки маленькими кучками поднимаются в гору.
С восходом солнца всё вокруг становилось ясным. На фотографиях пейзажи выглядят почти мистическими: горы, снег, озёра в дымке, человеческие фигуры – крупные вблизи и почти точки вдалеке…
В значимых святых местах в горах священнослужители устанавливают особые архитектурные постройки – ступы, похожие по форме на колокол. Рядом развешиваются специальные флажки, на которых написаны слова молитв. Как я поняла, идея в том, чтобы ветер разносил ниточки от этих флажков с молитвами по всему миру.
Кладбище: оставь здесь то, что тебе мешает
Существует такая Тибетская Книга мёртвых, в ней описываются этапы ухода человека из жизни. На Коре Кайласа есть участок, который символично называется Кладбище. Когда человек попадает туда, там можно оставить то, с чем бы он хотел расстаться.
При этом надо «захоронить» принадлежащую тебе вещь, оставить её на Кладбище вместе с теми установками, которые не позволяют идти дальше по жизненному пути.
Это может быть как осознанная установка (когда человек знает, от чего конкретно он хочет избавиться и понимает, что будет лучше, если это уйдёт из его жизни), так и неосознанная (не всегда мы способны осознать, что именно нам мешает).
Я оставила на Кладбище свои волосы, вложив в это личный смысл. Отрезала, интуитивно нашла «своё» место, «захоронила» и сложила над ними из камней небольшую пирамидку. Так делают все желающие, пирамидок стоит великое множество.
Бардо и Зелёная Тара
В этой же Книге мёртвых описывается промежуточное состояние бардо, когда ты находишься между смертью и перерождением. Следующий участок Коры символизирует состояние бардо. Ты идёшь по нему как бы ещё не живым, но уже и не мёртвым.
Этот путь ведёт к перевалу Зелёной Тары (одна из богинь в буддизме), там находится самая высокая точка Коры и место символичного нового рождения. Последний подъём, ведущий туда, самый сложный, практически вертикальный.
Перед тобой извилистый путь, которого ты не видишь. Кажется, вот сейчас поднимешься ещё немного и наконец всё, но нет – «берёшь» очередную высоту и понимаешь, что ещё идти и идти. Этот участок длиной всего 8 км, но мы шли по нему нескончаемо долго.
Самые сильные ощущения были у меня именно там, на Зелёной Таре. Идти было сложно, тело вело себя в процессе подъёма по-разному. Но когда я наконец дошла, мне стало очень легко.
Падение вверх
Во фри-дайвинге есть такой интересный момент: из-за перепада давлений сначала нужно приложить много усилий для погружения, но, как только пересекаешь определённую глубинную границу, начинается свободное падение вниз безо всяких усилий.
На Зелёной Таре у меня было аналогичное ощущение: будто я долго и трудно преодолевала некое сопротивление, из последних сил пыталась сбалансировать своё состояние и дыхание, но, как только я поднялась, возникло странное ощущение лёгкости – будто я падаю в небо…
Остальные члены группы, дойдя до верхней точки перевала, рыдали, не сговариваясь. А у меня слёз не было, только ощущение полёта, состояние небывалого вдохновения и свободы.
Соматические практики против «горняшки»
Как я слышала, достаточно часто люди, идущие на Кору, не могут её пройти и возвращаются. За время нашего пути мы встретили много таких. Однажды нам навстречу бежала целая толпа французов с криками: «Не ходите туда! Там невозможно пройти!».
А как-то прямо передо мной мужчина-австриец просто рухнул с лошади, не в силах не то, что пошевелиться, а хотя бы произнести слово – так его скрутила горная болезнь. Кстати, я слышала, что лучше идти в горы пешком, чем на лошадях – так лучше происходит адаптация организма к перепадам высот.
Мне кажется, что причины «непрохождения» Коры не физические. Я видела совсем стареньких людей с палочками, которые проходили Кору.
Горная болезнь в разной степени проявилась у всех в нашей группе. Меня она захлестнула в первый день прохождения Коры. Это случилось со мной впервые.
Я решила попробовать обойтись без лекарств и после окончания трекинга сделала соматические практики. Это сработало, видимо, из тела ушли какие-то зажимы, и на утро я проснулась абсолютно сбалансированной.
Исцеление природой
Этот поход дал мне намного больше, чем я ожидала. Например, осознание того, что мы недооцениваем себя и свои возможности, даже не подозреваем о тех внутренних ресурсах, которыми владеем.
Меняется мировоззрение – в плане широты восприятия и принятия всего, что тебя окружает. На уровне ощущений ко мне пришло понимание того, что в этом мире каждому человеку и каждой пылинке отведено своё место в этом мире, и в каком-то смысле между ними можно поставить знак равенства.
Мы провели такой эксперимент: сфотографировались в аэропорту Минска перед вылетом в Катманду и после возвращения. Любопытно было потом сравнить, какими мы были и какими стали. Разницу увидели все: другое выражение глаз, другая энергия в них.
Когда ты долгое время находишься в окружении природы, она лечит – как душу, так и тело. Наш путь пролегал таким образом, что после гор Непала было ощущение, будто природа омыла тебя водопадами, напитала своей красотой, одарила теплом и гостеприимством местных жителей.
Казалось, природные силы готовили нас к переходу на голые камни коры, где ты остаёшься сам с собой такой, каков ты есть, и нужно идти вперёд и показать самому себе, на что способен. Своеобразное погружение в свою сущность безо всяких прикрас.
Наступает внутреннее молчание, ты видишь свой внутренний рисунок так же чётко, как те камни, которые лежат вокруг. Вокруг только горы, небо и путь…