Европейский союз и другие развитые страны мира договорились выделять 100 млрд долларов каждый год на проекты «зелёной» экономики в развивающихся странах. Мировые финансовые потоки, связанные с сокращением выбросов парниковых газов, увеличились за два года на 18% и достигли почти 400 млрд долларов в 2014 году.
После вступления в силу в ноябре 2016 года Парижского соглашения эти цифры будут только увеличиваться, а в ближайшие годы появится множество возможностей международного сотрудничества в сфере возобновляемой энергетики, энергоэффективности, адаптации к изменению климата.
Замена лампочек — это тоже климат
«Если бы я был беларусским чиновником в какой угодно сфере, я думал бы о том, как внедрить в свою деятельность компонент устойчивого развития, снижения выбросов парниковых газов, чтобы получить дополнительное финансирование от Европейского союза», — говорит Жолт Ленгьял, руководитель группы экспертов ЕС «ClimaEast».
Например, предусмотреть замену лампочек в больницах на светодиодные. Но для беларусов пока совершенно не очевидно, что замена лампочек — это мероприятие по снижению выбросов парниковых газов. Кроме того, у отечественных государственных и частных предприятий отсутствует экономическая заинтересованность в таких мероприятиях, а, следовательно, и потребность искать на них деньги.
«Нужно помочь нашим энергетикам, промышленникам, транспортникам и другим специалистам понять, что средства необходимо вкладывать и это выгодно. Пока реальные предприятия не чувствуют заинтересованности, дальше двигаться бесполезно», — считает Андрей Пилипчук, заместитель начальника управления регулирования воздействий на атмосферный воздух и водные ресурсы Минприроды РБ.
Углеродный налог и рынок
Заинтересованность предприятий могла бы появиться, если бы существующее законодательство страны предусматривало поощрения или налоговые льготы за сокращение выбросов парниковых газов. В разных странах мира применяют различные механизмы такого налогового регулирования, например отраслевые цели по снижению выбросов, за достижение которых предоставляются налоговые льготы.
Популярным в последнее время становится углеродный налог, когда предприятие платит за определённое количество выброшенного в атмосферу CO2. В этом случае у него есть прямая заинтересованность выбрасывать меньше, совершенствовать производство, повышать энергоэффективность и использовать чистые источники энергии.
В странах Евросоюза действует углеродный рынок, где предприятия могут торговать квотами на выбросы. В России и в Украине разрабатываются проекты законов о национальных углеродных рынках. В Беларуси финансовое регулирование выбросов парниковых газов пока находится в стадии устного обсуждения между отдельными специалистами заинтересованных министерств.
«Я бы сказал, что от Европейского союза нам нужны не просто средства в миллионах долларов. В первую очередь необходима помощь для построения системы стимулирования, конструирования законодательства. Благодаря ему каждое предприятие через какое-то время поняло бы: если сократит выбросы, то получит выгоду — документ, позволяющий продать неиспользованные выбросы или освобождающий от углеродного налога. На данный момент нам не хватает небольших, но целевых средств на подготовку законодательства, прописывающего технические и экономические обоснования для привлечения средств», — поясняет Андрей Пилипчук.
Нехватка знаний — упущенная выгода
Ещё одна проблема с финансированием «зелёной» энергетики в Беларуси — неосведомлённость специалистов и директоров предприятий. Во-первых, о том, что помимо государственных инвестиций существуют другие источники средств. Во-вторых, о том, что многие проблемы на местах могут решаться с помощью мероприятий по противодействию изменению климата. Например, специалисты по энергосбережению при определённом уровне подготовки могли бы стать экспертами, способными делать расчёты сокращения выбросов СО2 для проектных заявок по снижению энергозатрат.
В настоящее время главными иностранными инвесторами климатических мероприятий в Беларуси является Международный банк реконструкции и развития, Европейский банк реконструкции и развития, а также Глобальный экологический фонд.
С 2018-2019 годов вступят в силу процедуры климатического финансирования и отчётности, предусмотренные Парижским соглашением. В течение этих нескольких лет в Беларуси должна появиться хотя бы минимальная законодательная база, чтобы и бизнес, и государственные предприятия могли привлекать для своего развития реальные иностранные инвестиции.