07.04.2023 / 09:04

Опасны ли урановые фабрики, как Литва отказалась от АЭС и чем Украина похожа на Францию – рассказывает физик-ядерщик Андрей Ожаровский.

Фото - Анна Волынец, Мidjourney
Фото - Анна Волынец, Мidjourney

Зелёный портал выбрал самое интересное из лекции об атомной энергетике 5 апреля в Вильнюсе. Её прочитал Андрей Ожаровский, физик-ядерщик и эксперт программы «Безопасность радиоактивных отходов» в общественной организации «Друзья Земли – Россия».

 

Против АЭС – значит, против науки?

Часто я слышу: если вы против атомной энергетики, то вы против науки. Но наука – ядерная физика – делается не на атомных станциях, а на ускорителях и телескопах, детекторах нейтрино. В крайнем случае – на экспериментальных реакторах. Ядерная медицина в 99 % случаев также не делается на АЭС.

Атомная энергетика – отрасль экономики, нацеленная на производство электрической и тепловой энергии при помощи ископаемого топлива на основе урана. Это единственная отрасль экономики, которые может причинить страдания миллионам людей на протяжении столетий. Я говорю о том, как она устроена и почему вредна.

 

«Соточка» микрозиверт – в лесу у урановой фабрики

Ядерная цепочка начинается с урана и заканчивается хранилищем радиоактивных отходов, и все звенья ядерной цепочки грязны.

Есть множество предприятий, куда доставляют очищать руду с урановых рудников. Здесь образуется наибольший объём радиоактивных отходов, которые раньше представляли собой нерастворимые отложения урана под землёй. Где находятся такие предприятия в России – мало кто знает (БелАЭС работает на российском ядерном топливе – ред. ЗП)

Я живу рядом с таким предприятием в Подмосковье, оно находится в городе Электросталь. Там я видел самые высокие в жизни уровни загрязнения на приборах. Соточку я там видел – 100 микрозиверт в час, то есть 10 000 микрорентген в час. Просто в лесу!

 

Стакан радиоактивных отходов в год превратился в 26 тонн

Но в основном внимание привлечено к реакторной части и к могильникам. Ядерный реактор – это фабрика по производству радиоактивных отходов. Из одной тонны высококонцентрированных радиоактивных отходов, называемых отработавшим ядерным топливом, мы получаем в 4,5 раза больше высокоактивных радиоактивных отходов, или в 150 раз больше среднеактивных, или в 2 000 раз больше низкоактивных. Куда их девают?

Глубинная закачка жидких радиоактивных отходов, приповерхностные могильники […] Проблема радиоактивных отходов в принципе нерешаема. Обычно представители атомной промышленности говорят, что будущие поколения придумают технологию. Так писали и в 1974 году – но не придумали.

[Тогда] была эпоха толерантности к атомной энергетике и всем говорили, что отходов наберётся стаканчик в год. А в итоге их 26 тонн с одного реактора, и это только отработавшее ядерное топливо.

Размещение радиоактивных отходов в солевых отложениях под землей
Размещение радиоактивных отходов в солевых отложениях под землей

 

«Вы выкидываете грибы? – Что я, дурак, что ли?»

Спасения облучаемых – дело рук самих облучаемых. Выступая в Татарстане, я давал совет ни в коем случае не покупать беларусские продукты. Но в гостях в Беларуси я всё ел, потому что куда денешься.

Надо знать свою страну, найти карты загрязнения. Расскажу эпизод: мы едем [на север от Минска] на машине, хотим купить грибы, которые продают бабки. Мне говорят – не надо, потому что здесь пятно. Я смотрю – а в лесу жёлтые знаки. За пятном, наверное, лес почище.

Но в странах, подверженных чернобыльскому загрязнению, не избежать потребления продуктов питания с повышенной концентрацией радионуклидов. Даю совет: видите, что кто-то продаёт очень дёшево ягоды стаканчиками – не берите.

Я живу в Подмосковье и регулярно читаю сообщения об изъятии партий клубники и клюквы на рынках – думаю, чернобыльского происхождения. Как вы думаете, эти ягоды выкидывают?

Расскажу ещё: я выступал в Молодечно перед слушаниями по Островецкой АЭС и пришёл человек, который заготавливает грибы. Собирает в лесу, сдаёт их в заготовительный пункт. У меня первый вопрос: есть радиационный контроль? «Да. – А случаи превышения? – Да, но нечасто. – И что вы делаете: выкидываете грибы, топчете, как-то утилизируете? – Что я, дурак, что ли? Если есть рядом ручей – дырявим бочку, кидаем на сутки или двое, ручей вымывает – и превышение нормы в 1,5 раза падает до 0,9. А это уже разрешено».

 Фото – sb.by
 Фото – sb.by

 

Литва производила 140 % атомной энергии от своих потребностей

Ядерная энергетика своё отыграла и от неё можно отказаться. Беларусские коллеги замотивировали меня сделать TikTok – и там половина вопросов о том, как.

Но есть пример. В Литве долго работала Игналинская атомная станция, которая производила больше электроэнергии, чем республика потребляла. 30 лет назад я впервые смотрел на карту, где разными цветами были обозначены страны с разной долей атомной энергетики [в производстве электричества].

Доля у Литвы была больше 100 % – кажется, 140 %. Я сначала думал, что это опечатка, но нет: технически после отделения от Советского Союза Литва была самой ядерной страной, треть электричества шла в Беларусь. Сейчас станция закрыта, а электричество в Литве есть.

И нигде не написано, что страна должна производить всё, что она потребляет, включая автомобили, бананы и кофе. На Литве примеры не заканчиваются – Германия закрывает реакторы один за одним.

 

Что написано в неизвестном докладе МАГАТЭ по Чернобылю?

Все говорят о повышении безопасности АЭС – но что повышать, если это и так безопасно? Не надо вестись на такие, не знаю, как это назвать... Очень нечестные трюки.

Что известно о Чернобыле? Существует два доклада МАГАТЭ: один лживый и другой более-менее нормальный (INSAG-1 и INSAG-7). В первом докладе выдвинута лживая версия о том, что операторы Чернобыльской станции – это какие-то идиоты, которые нажимали не те кнопки и взорвали хороший реактор.

Но МАГАТЭ – это бюрократическая структура, и она выпустила дополнение только в 1993 году, когда Советский Союз перестал существовать. В нём написано, что ошибки персонала никто не отрицает, но основная проблема – взрывоопасный реактор РБМК-1000 и его низкое качество.

Я это проиллюстрирую примером Ленинградской АЭС, где произошёл завал металлоконструкций. После него человек по имени Виктор Алейников рассказал, как стал свидетелем фальсификации документов по технологии сварки.

И наша любимая Беларусская атомная станция, где уронили корпус реактора – 330-тонную конструкцию, с высоты четырёх метров. «Росатом» забрал корпус и сказал, что он не повреждён, его планируют использовать на одной из строящихся АЭС.

Причины аварии на ЧАЭС
Причины аварии на ЧАЭС

Последствия аварии на ЧАЭС
Последствия аварии на ЧАЭС

 

Австрийские учёные сделали карты аварий АЭС

Какие есть расчёты по возможному воздействию аварий на АЭС на окружающую среду? Рекомендую запомнить слово flexRISK – это исследование, проведённое 10 лет назад Институтом наук о Земле в Австрии. Учёные рассчитали атмосферную модель возможного выпадения цезия для каждого из реакторов в Европе. Они ответили на вопрос, что и куда может долететь в случае самой тяжёлой аварии (примерно 20-25 % накопленного в реакторе).

В случае Островецкой АЭС предстоит эвакуация населения на сотни километров, если ветер подует в сторону Нарочи и Постав. Территория Литвы будет пересечена зоной эвакуации. Всего есть 88 слайдов, ведь ветер может быть и в другую сторону.

Как могут выглядеть последствия аварии на БелАЭС
Как могут выглядеть последствия аварии на БелАЭС

Поэтому готовность Вильнюса к эвакуации – не истерика. Аналогичным образом при аварии на ЛАЭС в России в зону эвакуации попадает Санкт-Петербург.

При этом официальная оценка воздействия на окружающую среду, которую публиковал «Росатом», говорит о трёх зонах размером 500 метров, 600 метров и 3 километра. Наши новые атомные станции столь хороши, что радионуклиды летят-летят, видят – 600 метров! – и оседают.

 

Военные действия на АЭС опаснее аварии

Прогнозы flexRISK по Запорожской АЭС ещё хуже по сравнению с Ленинградской и Островецкой. Там стоит советское старьё – плохой реактор ВВЭР-1000. Есть также 88 карт.

Зона эвакуации пересекает Украину и находится рядом с Молдовой. На территории Молдовы, Болгарии, Румынии, частично Венгрии и Словакии прогнозируются проблемы с сельским хозяйством. Также долетит до Беларуси – Бобруйска и того самого Гомеля, где лежит чернобыльский цезий. Расчёты сделаны не для военных действий. Они для выхода в 20 % – а при внешнем воздействии [на реактор] может быть другая цифра.

МАГАТЭ год тому выпустила резолюцию, где призывает Российскую Федерацию прекратить действия против ЧАЭС. Позиция по Запорожью, очевидно, такая же. А что делать – непонятно, ведь любая страна с АЭС является уязвимой как для террористов, так и в случае боевых действий.

Добавлю, что ситуация с Запорожской станцией – это не вина и не заслуга Украины. Это советское наследие времён, когда Украина была такой Францией, где понастроили АЭС. В Украине 50 % электричества получают из атома, во Франции – 70 %.

В случае военного конфликта любая атомная станция – это ядерная мина, заложенная своими руками. Этот кейс должен заставить генералов во всех странах мира сказать: «Закрывайте, это стратегическая уязвимость».

Весь мир в шоке от того, что в Беларусь привезут ядерное оружие. На секундочку представьте, что было бы, если бы сейчас работала Игналинская АЭС в Литве. Если на другой стороне появляются артиллерийские системы – диктуй свои условия. Но Литва избежала большой головной боли.

Главный вход Игналинской АЭС, 2004 год. Фото - wikipedia.org
Главный вход Игналинской АЭС, 2004 год. Фото - wikipedia.org

 

Автор:
Листайте дальше, чтобы прочитать следующую новость